Вебинар на тему «Запад или Восток: почему Россия всё время делает выбор?»

2 июня 2016

Резюме: Журнал «Россия в глобальной политике» совместно с Советом по внешней и оборонной политике и факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ провел вебинар на тему "Запад или Восток: почему Россия всё время делает выбор?"

Журнал «Россия в глобальной политике» совместно с Советом по внешней и оборонной политике и факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ провел 9 июня 2016 г. вебинар на тему "Запад или Восток: почему Россия всё время делает выбор?"

В вебинаре приняли участие: Андрей Юрьевич АНДРЕЕВ, профессор кафедр: истории России XIX – начала XX века Исторического факультета МГУ; истории России исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Профессор, заведующий кафедрой истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. равноап. Кирилла и Мефодия; Георгий Давидович ТОЛОРАЯ, руководитель Управления региональных программ Фонда «Русский мир». Исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС, профессор кафедры востоковедения Московского государственного института международных отношений МИД России; Дмитрий Витальевич ТРЕНИН, директор Московского Центра Карнеги. Специализируется по проблемам внешней политики и безопасности.

Вел вебинар Федор Александрович ЛУКЬЯНОВ, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»; председатель Президиума СВОП; профессор-исследователь факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

Тема: На протяжении, как минимум, двух столетий в России не прекращается дискуссия о её отношении к Востоку и Западу как цивилизационным концептам. Неспособность четко и определенно отнести себя к тому или иному культурно-политическому сообществу государств приводит, с одной стороны, к расцвету идей о собственной исключительности, «особом пути», с другой — к нередко бесплодным дебатам, которые отвлекают от реальных задач развития, не позволяют прагматично использовать представляющиеся возможности.

Несмотря на многочисленные потрясения, случившиеся в России в XIX и XX веке, этот интеллектуальный цикл постоянно воспроизводится, что порождает умозаключения о присущей России «несамодостаточности», потребность определять себя через отношение к чужой общности — будь то притяжение или отталкивание.

Период после 1991 года, казалось, подвел черту под подобными метаниями. «Западники» одержали политическую победу над «почвенниками» и получили возможность реализовать свои предпочтения. Был поставлен чистый эксперимент с целью интегрировать Россию в «большой Запад». Результат известен — маятник пошел в противоположном направлении.

Анализируя различные аспекты рассматриваемого круга проблем, участники вебинара отмечали, что сегодня Россия ищет равновесное положение в мире. События последних лет подтвердили нереализуемость как варианта «встраивания» в Запад,  так и попытки интеграции вокруг России постсоветского пространства и восстановления её исторического положения в качестве «ядра Евразии». Россия может интегрироваться в мир в целом, но не в какую-то его часть, будь то Восток или Запад, поскольку для России не приемлемо чье-либо главенство. Остается плыть в одиночку. Дело России — сама Россия. Она вполне самодостаточна.

Эксперты ответили на следующие вопросы поставленные как организаторами, так и Интернет-аудиторией:

  • Обречена ли Россия на постоянное повторение одного и того же сценария, притом, что мир кардинально изменился, и выбор в пользу Востока (Азии) давно уже не означает отсталости.
  • Возможно ли ровное отношение к западному и восточному вектору развития как взаимодополняющим и не противоречащим друг другу?
  • Что требуется, чтобы сменить парадигму «поворотов» (как правило, политически мотивированных) то в одну, то в другую сторону на спокойное использование преимуществ обоих направлений?
  • Почему вообще говорят «восток»? «Востоков» минимум два: исламский и буддистско-конфуцианский. И корректно ли говорить о едином «Западе» до второй половины ХХ века?
  • В политическом и экспертном дискурсах часто говорят о ценностях («скрепах») Запада и России. А можно ли сформулировать общие ценности современного Востока? Есть ли ментальные установки общие для «всего» Востока?
  • По мнению Бердяева, первая мировая война привела к соприкосновению Запада и Востока. Могут ли современные события на Бл. и Ср. Востоке продолжить такое соприкосновение (прием мигрантов с Востока) или это еще более отдалит Запад и Восток друг от друга?
  • Не стала ли современная Россия для Запада второй Турцией? Участница НАТО, но в ЕС не пускают; мост между Европой и Азией, но турки — не европейский народ и т.д.
  • Почему на территории Евразийского, Азиатского пространств, легче копировать западные продукты, чем создавать свой аналитический материал в сфере политического, культурного, военного взаимодействия? или это стереотип?
  • Можно ли сравнить потоки мигрантов в РФ из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана с потоками азиатских и африканских мигрантов в Европу?
  • Обречена ли Россия на цикличность в её отношениях с Западом, периоды реформ и контрреформ? В чем заключается «особый путь» и есть ли особенные российские (или русские) — т.е. не западные — ценности? Является ли это выражением «имперского сознания русских»?
  • Правомерно ли говорить о повороте на Восток, если фактически для большинства россиян этот курс — лишь тактический поиск союзников против коалиции во главе с США?
  • Что необходимо, чтобы построить в России стабильные и эффективно работающие институты, не подверженные влиянию политической конъюнктуры и поворотам от Запада к Востоку и обратно?

Видеоотчет смотрите тут: https://yadi.sk/i/-E8jyoOI3DWVoN

} Cтр. 1 из 5