07.09.2014
«Аль-Каида» и Исламское государство: битва за корону джихада
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Арег Галстян

Эксперт по политике США на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, факторам лоббизма во внешней политике США, по внутриполитическим процессам в США, руководитель научно-аналитического портала American Studies.

Объявление организацией «Исламское государство Ирака и Леванта» о создании Халифата стала серьезным вызовом не только для Америки, но и для других террористических организаций. Более того, объявив Халифат, лидеры ИГИЛ бросили открытый вызов «Аль-Каиде», которая считается лидером глобального фундаментального исламистского движения за джихад. Хотя «Аль-Каида» имела серьезное влияние на отдельные террористические ячейки, ее лидеры никогда не стремились подчинить себе или взять под свой патронат других джихадистов.

Что такое «Аль-Каида»? Если говорить официально, то это организация, которая находится под властью муллы Омара. Именно лидеру движения «Талибан» в свое время дал клятву Усама Бен Ладен, это было подтверждено нынешним духовным лидером «Аль-Каиды» Айманом аль-Завахири. Лишь в начале 1990-х гг. независимые региональные террористические группы начались объединяться не только благодаря единой идеологии, но и по причине финансовых возможностей самого Бен Ладена.

Однако после событий 11 сентября глобальный джихад раскололся на две группы: «Аль-Каиду» и ее подразделения, которые находятся в подчинении Завахири (АКАП – Йемен, АКИМ – Магриб, «Аль-Шабаб» – Сомали, «Джабахат ан-Нусра» – Сирия) и автономных региональных террористических групп, не связанных с «Аль-Каидой», но имеющих с ней тесные контакты. До 2014 г. «Исламское государство Ирака и Леванта» также считалось ветвью «Аль-Каиды», но Завахири лишил ее статуса за неподчинение приказам. После июньского захвата значительной территории в Ираке, ИГИЛ переименовалось в Исламское государство и провозгласило себя «Халифатом», заявляя о власти над мусульманами всего мира и требуя от джихадистких группировок клятвы верности ее лидеру – Абу Бакр аль-Багдади.

Захватывая города и села в Ираке и Сирии, боевики ИГИЛ уничтожали христиан, езидов, курдов и других умеренных мусульман. Действия аль-Багдади были жестко раскритикованы духовным лидером «Аль-Каиды». «Мы не имеем никакого отношения к тем, кто строит свои взаимоотношения на основе притеснения мусульман, моджахедов и меньшинств из других религий проживающие в среде мусульман. Мы свидетельствуем о своей непричастности к кровопролитию и фитне, возникшей в Шаме среди моджахедов» – говорится в заявлении Аймана Аз-Завахири.

После послания от «Аль-Каиды», многие боевики покинули ряды ИГИЛ, что нанесло удар по репутации и авторитету ее халифа. Конечно, аль-Багдади не мог не знать о возможностях Завахири по финансовому лоббированию максимально быстрого распространения информации. Отсюда гипотеза, что лидер ИГИЛ надеялся: объявление «Халифата» позволит ему заручиться поддержкой Саудовской Аравии. Подобный расклад должен был привести к автоматической девальвации любого заявления и призыва Завахири. Но, как выяснилось, политический конфликт с Катаром, который поддерживает аль-Багдади, стал для саудовцев вопросом чести. И объявления Халифата оказалось недостаточно, чтобы вызвать симпатии и расположенность короля Абдаллы. Но, несмотря на проигрышный ход, Исламское государство сейчас проявляет себя как вторая по мощи джихадисткая группировка в мире и, возможно, доминирующая. Объявив «Халифат», ИГИЛ наглядно показал, что желает того же, что и «Аль-Каида» – всемирного признания со стороны террористов, уважения, верности и получение поддержки.

Необходимо отметить, что после взятия ряда городов на севере Ирака и казни американского журналиста многие боевики из ячеек «Аль-Каиды» (считающие Завахири слишком мягким лидером) перешли на сторону Исламского государства. Так, весной 2014 г. отдельные маленькие группы из АКИМ и АКАП присягнули на верность ИГИЛ. Особенно болезненным стал для Завахири уход из АКАП Мамуна Хатема. Существует мнение, что на сегодняшний день значительное число боевиков АКАП также склоняются к поддержке Исламского государства. В поддержку «Халифата» выступил и Абу Бакар аль-Башир, который долгое время возглавлял организацию «Джемаа Исламия», считающиеся индонезийским подразделением «Аль-Каиды».

Интересно, что поступок аль-Башира был жестче всего раскритикован его родным сыном, который назвал отца «предателем и дезертиром». Некоторые джихадистские группировки в Юго-Восточной Азии также выразили поддержку Исламскому государству. Речь идет о крупнейшей филиппинской террористической организации «аль-Харакат аль-Исламия».

Лидеры «Аль-Каиды» пытались сделать вид, что отколовшиеся от нее группы не представляют собой серьезную силу. Но, после того как крупнейшая египетская организация «Хизб ут-Тахрир» заявила о потенциальной солидарности с Исламским государством, Завахири оказался в щекотливой ситуации. «Мы знаем Исламское государство, и у нас есть связи с некоторыми из его членов. Мы ждем, чтобы они показали свою способность управлять халифатом», – сказал один из командиров боевиков «Хизб ут-Тахрир».

Некоторые другие группировки также близки к признанию власти ИГИЛ, но пока не заявляют об этом открыто. Есть основания полагать, что другая египетская группировка «Ансар Байт аль-Макдис» также наладила тесные связи с ИГИЛ, но ее руководство пока не раскрывает своих намерений в поддержку аль-Багдади. После очередной горячей фазы в противостоянии ХАМАС и Израиля в Секторе Газа, ИГИЛ получил широкую поддержку в стане палестинского движения. Известно, что поддержку аль-Багдади оказывает крыло ХАМАС, которым руководит Халед Машаль.

При этом радикальная террористическая организация «Боко Харам», действующая в Нигерии, и вовсе заявила, что часть их территории входит в состав «Халифата». Но подобное заявление лидера группировки Абубакара Шекау вызвало следующие вопросы: признает ли он власть Исламского государства над своими территориями или создает собственный халифат. В случае его признания верховным халифом аль-Багдади, ИГИЛ получит серьезную поддержку, но при развитии противоположенного сценария, «Аль-Каида» получит возможность маневрирования на африканском фронте.

Сегодня Завахири готовится к серьезной битве на умы в Тунисе. Несмотря на то, что большинство радикальных организаций имеют хорошие связи с «Аль-Каидой», отдельные члены группы «Ансар аль-Шариа» симпатизируют ИГИЛ. С одной стороны, официальные заявления руководства говорят о поддержке «Аль-Каиды», но внутри организации были выступления с заявлениями, порой противоречащими друг другу, и конфронтация еще сохраняется. Необходимость борьбы продиктована для «Аль-Каиды» тем, что Исламское государство располагает многочисленными боевиками из Туниса, многие из которых сохранили связи «Ансар аль-Шариа».

Единственный успех «Аль-Каиды» заключается в том, что Завахири также получил подтверждения в верности от Мухтара Бельмохтара – лидера террористической фракции, отколовшейся от АКИМ в Африке. Но, в целом, эти группы не являются серьезной силой, особенно с учетом того, что в Кавказском эмирате многие члены группировки Бельмохтара сражаются бок о бок с боевиками ИГИЛ. Именно поэтому Завахири принял присягу в верности, но не предоставил группе Бельмохтара статус подразделения «Аль-Каиды».

Таким образом, раскол внутри движения джихада – возрастающая головная боль лидера «Аль-Каиды». Помимо растущей силы ИГИЛ и его союзников, Завахири придется примирять лидеров движения «Талибан» в Пакистане. Ситуация усугубляется и тем что, руководитель «Аль-Каиды» после своего последнего заявления хранит молчание. Так, один из руководителей «Джабахат ан-Нусра» Абу аль-Катани заявил, что его группа безуспешно пытается связаться с Завахири со дня, когда Исламское государство заявило о создании Халифата. В данном контексте, молчание Завахири может объясняться двумя причинами: 1) Лидер «Аль-Каиды» убит, 2) Завахири готовит отставку аль-Катани, который не сумел должным образом вести борьбу против ИГИЛ в Сирии. Так или иначе, молчание Завахири способствовало распространению мнения о том, что «Аль-Каида» находится в кризисе и не способна противостоять ИГИЛ. Не исключено и то, что Завахири хочет, чтобы аль-Багдади почувствовал свою силу и совершил неверный шаг, который приведет его к краху. Какой бы не был расклад, ясно одно – борьба за «корону» мирового джихада только началась.