01.07.2015
Иран и США: что дальше?
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Сайед Хоссейн Мусавиан

Приглашенный профессор Принстонского университета, ранее – высокопоставленный иранский дипломат и политик.

Иран и США пережили период самых враждебных отношений в современной истории. Отношения переполняют взаимное недоверие, непонимание, ошибочные расчеты и заблуждения.

С иранской точки зрения, Соединенные Штаты представляют наибольшую угрозу национальной безопасности, поскольку после революции 1979 г.  Вашингтон последовательно осуществлял политику принуждения в отношении Тегерана. Кроме того, серьезную озабоченность в Иране вызывает дестабилизация региона и многочисленные вооруженные конфликты, бушующие в Йемене, Сирии, Ливане и Ираке. Распространение терроризма и экстремизма в регионе, в особенности экспансия ИГИЛ и «Аль-Каиды», – еще один источник нестабильности, которому пытается противодействовать Иран.

Главный приоритет иранского правительства касается стабилизации ситуации на границах в турбулентном регионе. Стремясь добиться этой цели, Тегеран пытается продвигать идею системы регионального сотрудничества, чтобы разрешить основные конфликты. Необходимы меры установления доверия между ключевыми державами региона, чтобы они могли взаимодействовать, поддерживать мир и стабильность. Ключ к продвижению этой инициативы – разрешение многолетнего конфликта вокруг иранской ядерной программы, снятие международных санкций и переориентация усилий на социально-экономическое развитие.

США как единственная супердержава, активно вовлеченная в дела региона, и Иран как региональная держава имеют шанс внести позитивный вклад в стабильность и безопасность в партнерстве с другими ключевыми игроками (Саудовская Аравия, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Ирак, Египет и Турция). Первый шаг уже предпринят благодаря существенному прогрессу на переговорах по ядерной программе и установлению официальных каналов связи между в рамках переговорного процесса. Госсекретарь Джон Керри и его иранский коллега Джавад Зариф могут закрепить прямой и устойчивый диалог, что позволит обсуждать наиболее острые проблемы безопасности.

Решение иранской ядерной проблемы станет успехом и для Ирана, и и для Запада, послужит фундаментом для расширенной повестки создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Соглашение с Тегераном позволит снять опасения по поводу природы иранской ядерной программы и одновременно может быть признано моделью для решения проблем распространения ядерного оружия в регионе в будущем и дальнейших шагов по обеспечению региона топливом.

Конечно, конфликт между Ираном и Западом не ограничивается ядерной проблемой. Главная причина враждебности – недоверие, но мы должны понимать, что оно присутствует с обеих сторон. Вы, безусловно, слышали длинный список причин, по которым Запад не доверяет Ирану. А вот почему Запад и в частности Соединенные Штаты не заслуживают доверия с точки зрения Ирана:

Причины, по которым Иран не доверяет США

  1. Запад противодействовал национализации иранской нефтяной отрасли в начале 1950-х гг., США и Великобритания обратились в Совет Безопасности ООН с требованием признать национализацию угрозой международному миру и безопасности, что привело к оказанию давления на Иран и санкциям.
  2. Вашингтон и Лондон организовали переворот в Иране в 1950 г., свергнув демократически избранного премьер-министра Мохаммеда Мосаддыка и приведя к власти диктатора. Демократия в Иране была искоренена на десятилетия.
  3. США и Запад полностью поддерживали диктатора – шаха – на протяжении четверти века. Иранская революция 1979 г. стала естественной реакцией на политику Запада.
  4. После революции 1979 г. основной целью политики Соединенных Штатов стала смена режима с помощью мер принуждения – санкций, изоляции и поддержки оппозиционных групп. Подход начал пересматриваться только при президенте Обаме.
  5. После революции Запад в одностороннем порядке отказался от контрактных обязательств и оставил незавершенными промышленные проекты, по которым Иран успел заплатить десятки миллиардов долларов
  6. В 1980 г. Саддам Хусейн вторгся в Иран с целью дезинтеграции страны, продолжавшаяся 8 лет война унесла жизни 300 тыс. иранцев, ущерб составил триллион долларов. США и Запад поддержали агрессора.
  7. Саддам Хусейн применил химическое оружие и ракеты большой дальности, технологии и материалы Багдаду предоставили Соединенные Штаты и страны Запада.
  8. В 1988 г. во время иракского вторжения в Иран США начали крупнейшую военно-морскую операцию со времен Второй мировой войны и нанесли удары по иранским нефтяным платформам в Персидском заливе.
  9. В 1988 г. ВМС США сбили иранский гражданский самолет, погибли 290 невинных людей, в том числе 66 детей.
  10. При президенте Рафсанджани в 1989 г. Иран приветствовал инициативу президента Буша «добрая воля порождает добрую волю» и продемонстрировал такую волю, упростив освобождение американских и других западных заложников. Парадоксально, но Соединенные Штаты в ответ усилили давление и враждебность.
  11. При президенте Хатами Иран в числе первых осудил теракты 11 сентября и сотрудничал с Америкой в «войне с терроризмом», что привело к выдавливанию «Талибана» и «Аль-Каиды» из Афганистана в 2001 г. В ответ США причислили Иран к «оси зла».
  12. Даже в период президентства Ахмадинежада Иран был готов решать многочисленные спорные вопросы с Западом, в частности с США:
  • Иран предлагал пригласить американских представителей в Афганистане на переговоры о сотрудничестве по этой стране;
  • Иран поддержал российский «пошаговый план» по ядерному досье, который позволил бы снять основные опасения по поводу истоков иранской ядерной программы;
  • Иран предлагал пятилетний полный мониторинг МАГАТЭ, чтобы снять технические неясности;
  • Иран освободил американских туристов;
  • Иран предлагал приостановить обогащение урана до 20%, ограничившись 5% обогащением в обмен на предоставление топливных стержней для Тегеранского исследовательского реактора.

Однако США и Запад ответили на все эти беспрецедентные инициативы усилением давления, санкциями против нефтяной отрасли и Центрального банка, а также принятием резолюций ООН, осуждающих Иран за терроризм и нарушение прав человека.

  1. Соединенные Штаты продолжали политику, направленную на подрыв легитимной роли и интересов Ирана на Ближнем Востоке. Эта политика сводилась преимущественно к милитаризации региона через беспрецедентные поставки американского вооружения богатым арабским странам Персидского залива, в первую очередь – Саудовской Аравии. Ситуацию усугубляла агрессивная политика США по изоляции Ирана от региона и всего остального мира посредством экономического и политического давления.
  2. Враждебность между Соединенными Штатами и Ираном сохраняется, а американское военное присутствие в регионе, сосредоточенное вокруг Ирана, по-прежнему воспринимается в Тегеране как главная угроза национальной безопасности.
  3. Карт-бланш, полученный Израилем от США, который позволяет Тель-Авиву игнорировать легитимные требования палестинцев и принципы международного права, расширяя незаконные поселения и нарушая права палестинцев на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.
  4. Политика США по поддержке диктаторских и коррумпированных режимов в регионе, включая шаха Ирана, Бен Али в Тунисе, Хосни Мубарака в Египте и арабские монархии, при этом Вашингтон называет себя оплотом продвижения демократии и прав человека в регионе.
  5. Американские двойные стандарты во внешней политике, например, Вашингтон укрепляет стратегические отношения с Индией, Пакистаном и Израилем, которые не присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), разрабатывали, испытывали и создавали ядерные арсеналы. При этом США проводят политику принуждения в отношении Ирана (санкции и изоляция), хотя Тегеран подписал ДНЯО, не обладает ядерным оружием, а военная направленность его ядерной программы не доказана.
  6. Поддержка Соединенными Штатами террористических группировок в регионе, включая экстремистов в сирийской оппозиции и сепаратистов, стремящиеся к дезинтеграции Ирана (например, белуджистанская террористическая группировка «Джундалла»).

Иранское ядерное досье. Истоки иранской ядерной программы

A.  США заложили основы ядерной программы Ирана в 1960-х гг. в годы стратегического партнерства с иранским шахом. Благодаря американским поставкам в 1967 г. в Иране был построен первый ядерный объект – Тегеранский исследовательский реактор. Предполагалось, что Иран будет иметь полный топливный цикл с 23 реакторами АЭС к 1994 г.

B.  Но после революции 1979 г., хотя Иран решил отказаться от всех амбициозных ядерных и военных проектов шаха, США и Запад вышли из всех соглашений и контрактов по атомной энергетике и поставили под сомнение «неотчуждаемое право» страны – в соответствии с ДНЯО – на технологии мирного атома.

C.  После революции Иран платил за топливные стержни для Тегеранского реактора, но США не предоставили стержни и не вернули деньги.

D.  Под давлением Германия отказалась достраивать АЭС в Бушере, которая была готова на 90%, и Иран заплатил за нее 8 млрд немецких марок.

E.  Под давлением Франция также была вынуждена приостановить выполнение соглашения 1973 г., по которому Иран входил в $1,2-млрд консорциум с Eurodif и должен был получать из Франции обогащенный уран для Тегеранского исследовательского реактора и АЭС в Бушере.

Такая политика не оставила Тегерану иного выбора, кроме обеспечения своих потребностей в ядерном топливе собственными силами.

  1. В 2003 г., после того как Ирану удалось разработать технологию обогащения урана, его ядерная программа оказалась под пристальным вниманием МАГАТЭ. Иран неоднократно предлагал предоставить мировому сообществу доказательства мирной направленности своих разработок.

В этот период я входил в состав иранской делегации на переговорах по ядерной программе. Мы предлагали пакет мер, которые позволили бы снять озабоченность всех сторон. Пакет мер включал следующие пункты:

  1. Ограничение обогащения урана 5%
  2. Экспорт всего низкообогащенного урана (НОУ) или изготовление из него топливных стержней
  3. Обеспечение максимального уровня прозрачности посредством выполнения дополнительного протокола к ДНЯО и обязательство придерживаться модифицированного параграфа 3.1 дополнительных соглашений
  4. Отказ от переработки на тяжеловодных объектах
  5. Ограничение деятельности по обогащению урана и хранения внутренними потребностями.

Такие меры не только максимально увеличили бы барьеры на пути появления ядерного оружия, но и обеспечили бы максимальный уровень прозрачности. В обмен на уступки, сделанные Тегераном, мы ожидали, что мировое сообщество признает право Ирана на обогащение урана в соответствии с ДНЯО и нормализует статус иранского ядерного досье в МАГАТЭ.

G.  По данным иранской разведки, серия кибератак и покушений на иранских ученых-ядерщиков была совершена при участии США и Израиля.

Соединенные Штаты продолжали осуществлять политику принуждения Ирана до недавнего времени, хотя Национальная разведывательная оценка подтвердила в 2007 и 2011 гг., что Иран не обладает ядерным оружием и не принимал решения о его создании. Кроме того, по данным спецслужб США, израильская разведка «в значительной степени согласна» с их оценкой деятельности Ирана в ядерной сфере. Начальник израильского генштаба генерал Бени Ганц заявлял, что, по его мнению, Иран не принимал решения о разработке ядерного оружия и вряд ли сделает это.

Нынешний статус переговоров по ядерной программе Ирана

2 апреля 2015 г. Иран и группа 5+1 достигли рамочного соглашения, которое предусматривает полную прозрачность и меры укрепления доверия к иранской ядерной программе в обмен на снятие всех санкций, а также уважение легитимных прав Ирана на обогащение урана. Переговоры продлятся до 30 июня (продлены на неделю. – Ред.), чтобы выработать всеобъемлющий документ.

На основании принципов, согласованных на данный момент:

  • Комбинация сдерживающих мер – включая сокращение количества центрифуг для обогащения урана с 9000 до 5000, установленных центрифуг с 19 000 до почти 6000, выработки обогащенного урана с 10 000 до 300 кг – увеличит до 1 года период времени, необходимый Ирану для производства достаточного количества расщепляющегося материала для единицы ядерного оружия. Эти меры будут действовать в течение по меньшей мере 10 лет.
  • Реконструкция тяжеловодного реактора в Араке, обязательство вывозить отработавшее топливо из Ирана и запрет на любые объекты по переработке блокируют плутониевый путь к ядерному оружию.
  • Договоренности о масштабной процедуре контроля – включая следование дополнительному протоколу МАГАТЭ, последовательную проверку ключевых элементов системы снабжения центрифуг и мониторинг каналов поставок – обеспечат уверенность в способности сдерживать и выявлять скрытую деятельность Ирана.
  • В американском отчете говорится, что Иран будет заниматься «ограниченной исследовательской деятельностью на усовершенствованных центрифугах в соответствии с графиком и параметрами, согласованными группой 5+1».

После того как всеобъемлющее соглашение вступит в силу, иранское ядерное досье вернется из Совета Безопасности ООН в МАГАТЭ. Иранские ядерные объекты после периода ограничений в 10-25 лет будет увеличиваться в соответствии с потребностями страны и в тесной координации с МАГАТЭ.

Дальнейшие шаги

  1. Враждебность, существовавшую между США и Ираном на протяжении 35 лет, и политику, приведшую к проигрышной ситуации для обеих сторон, нужно изменить.
  2. Жизненно важно достичь окончательного соглашения по ядерной проблеме. Иран принял все обязательства в рамках ДНЯО, в том числе максимальный уровень прозрачности, существующий в мире, и установил ограничения на свою программу по обогащению урана и тяжеловодным реакторам на период от 10 до 25 лет. Ни одна другая страна не пошла на подобные шаги.
  3. Прямые переговоры между Ираном и Соединенными Штатами должны продолжаться с акцентом на обсуждении кризиса в регионе. Провал переговоров лишит регион шансов на мир и запустит новый цикл эскалации враждебности.
  4. ИГИЛ и другие суннитские экстремистские террористические группировки представляют наибольшую угрозу стабильности в регионе и в мире. Иран и Америка имеют общие интересы в борьбе с новой волной терроризма. США как глобальная держава и Иран как влиятельный региональный игрок обладают возможностями для ликвидации ИГИЛ и других подобных группировок. Поэтому особое значение имеет сотрудничество двух стран.
  5. Имея общие национальные интересы, Иран и Соединенные Штаты поддержали одни и те же правительства в Афганистане и Ираке. Сотрудничество Тегерана и Вашингтона станет действенным фактором стабильности и безопасности.
  6. Позиции Ирана и США по зоне, свободной от ядерного оружия и оружия массового уничтожения, на Ближнем Востоке совпадают. Однако необходимо, чтобы США предприняли серьезные шаги по продвижению и ускорению создания подобной зоны. Практическое сотрудничество спасет Ближний Восток от оружия массового уничтожения и, что еще более важно, помешает террористам получить такое опасное оружие.
  7. Есть и другие сферы, в которых стороны могут сотрудничать, в том числе борьба с наркотрафиком, безопасность Персидского залива, стабилизация энергетического сектора и восстановление разоренных войной стран региона.
  8. Параллельно с переговорами по ядерной проблеме США и Иран должны приступить к решению спорных вопросов, находя компромиссные варианты.
  9. Чтобы постепенно оптимизировать свое военное присутствие в регионе, Соединенным Штатам следует содействовать сотрудничеству Ирака, Ирана и стран Персидского залива в целях обеспечения мира, стабильности и безопасности.
  10. Чтобы способствовать расширению американо-иранского сотрудничества, стороны должны поддержать контакты между людьми в таких сферах, как наука, гуманитарная помощь, здравоохранение, экология, туризм и межрелигиозный диалог христиан и мусульман.

Посол Сейед Хусейн Мусавиан – научный сотрудник Школы Вудро Вильсона Принстонского университета и бывший официальный представитель делегации Ирана на переговорах по ядерной программе. Его последняя книга «Иран и США: Взгляд инсайдера на провальное прошлое и путь к миру» (Iran and the United States: An Insider’s view on the Failed Past and the Road to Peace) была издана Bloomsbury Publishers в мае 2014 года. Данные тезисы лежали в основе выступления автора в Военный колледж армии США, в Пенсильвании 18 июня.