05.03.2014
Мирный план для Украины
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Анатоль Ливен

Ведущий научный сотрудник Института ответственного государственного управления им. Куинси.

Рассказывают, что государственный деятель США Роберт Ловетт, когда он сталкивался с политическими кризисами, которые связаны с большими рисками и небольшим выигрышем в случае победоносного исхода, часто восклицал: «Забудьте про сыр – надо выбираться из мышеловки». В нынешнем украинском кризисе «сыр», за который разгорелся такой жаркий спор между Россией и Западом, и притом сыр заплесневелый и проеденный крысами – это присоединение Украины к западному или российскому альянсу.

Пока эта цель недостижима ни для России, ни для Запада. Вместо этого нам надо найти выход из мышеловки, поскольку, если позволить событиям развиваться в нынешнем конфронтационном русле, они легко могут закончиться войной на Украине. В краткосрочной перспективе для НАТО и ЕС было бы большим унижением стоять в стороне и наблюдать за тем, как будет раздавлена украинская армия, но для России в долгосрочной перспективе война станет еще большей экономической, политической и культурной катастрофой.

Единственная организация, которая остается достаточно независимой и пользуется уважением обеих сторон как беспристрастный посредник на серьезных переговорах — это Организация Объединенных Наций. Генеральный секретарь ООН должен действовать быстро и назначить представителей для начала переговоров, преследующих следующие цели:

  • снижение международной напряженности вокруг Украины;
  • снижение угрозы столкновений между соперничающими вооруженными формированиями в Восточной Украине, а значит, и снижение угрозы российской военной интервенции;
  • возвращение российской и украинской армии в места их дислокации до начала кризиса;
  • успокоение русскоговорящего населения Украины и заверение в том, что права будут соблюдаться, и что украинская армия и полиция не окажется под контролем украинских националистов и экстремистов;
  • восстановление официального конституционного процесса на договорной основе и требование от обеих сторон принятия итогов майских выборов.

Для достижения этих целей я предлагаю следующий набор договоренностей:

1) Пятилетний мораторий на заключение Украиной партнерских соглашений с Евразийским союзом, ЕС или НАТО или ее вступление в эти альянсы. После этого необходимо внести поправку в Конституцию страны, в которой бы говорилось, что ратификация подобного соглашения возможна только в том случае, если на референдуме за это выскажется не менее 70% украинцев.

2) Россия дает свое согласие на новые выборы в мае. Выборы должны проходить под контролем наблюдателей от ООН для недопущения запугивания населения украинскими националистами или пророссийскими силами.

3) Россия отводит свои войска в Крыму на военные базы. Украинское правительство отменяет свое постановление о всеобщей мобилизации и призыве резервистов.

4) Россия признает новое правительство в Киеве легитимным на условии, что министерства обороны, безопасности и внутренних дел вернутся под контроль профессиональных офицеров, соблюдающих нейтралитет.

5) Обещание нового правительства в Киеве не принимать никаких законов, запрещающих политические партии или требующих люстрации бывших или нынешних официальных лиц, находящихся на государственной службе, а также обещание не предпринимать никаких действий по замене избранных советов и официальных лиц на востоке и юге Украины.

Если Россия согласится на эти условия, тогда Западу следует отказаться от своих угроз бойкотировать саммит G8, а также ввести экономические и другие санкции против России. Если правительство в Киеве согласится с этими условиями, тогда международное сообщество должно двигаться дальше и согласовать пакет экстренной финансовой помощи Украине для спасения ее экономики.

России и Украине будет трудно принять эти условия: России, потому что ей придется отказаться от признания Януковича избранным президентом, а новому украинскому правительству – потому что ему придется согласиться с определенными ограничениями на действия внутри страны по требованию международного сообщества. Однако без такого соглашения дальнейшее развитие событий на местах – например, действия украинских или пророссийских вооруженных формирований по взятию под контроль областных правительственных зданий на востоке и юге Украины – могут легко спровоцировать войну, которая не нужна ни Киеву, ни Москве.