24.10.2017
Валдай и Пандора
Колонка редактора
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Фёдор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

AUTHOR IDs

SPIN RSCI: 4139-3941
ORCID: 0000-0003-1364-4094
ResearcherID: N-3527-2016
Scopus AuthorID: 24481505000

Контакты

Тел. +7 (495) 980-7353
[email protected]

Современная политика почти всем обязана Древней Греции, и в разные времена актуальность приобретали разные элементы античного наследия. Сегодня нет более популярного греческого персонажа, чем незадачливая Пандора. Только в дискуссии Владимира Путина с участниками Валдайского клуба она упоминалась четырежды. Кто подзабыл легенды и мифы Древней Греции, напомню: Зевс создал красавицу Пандору в отместку за то, что Прометей похитил огонь и передал его людям. Ее наделили острым любопытством и сосудом (в поздних версиях — ларец, а затем и ящик), который было категорически запрещено открывать. Юная дама, конечно, не сдержалась, и из приоткрытой емкости по всему миру разлетелись беды и несчастья, терзающие с той поры человечество.

Путин вспомнил Пандору в двух случаях: Косово и дальнейшее распространение по миру сепаратизма (Каталония и пр.), а также отказ США от Договора по ПРО. Но в принципе символ необдуманных действий с последствиями применим к большому количеству сюжетов. Вера в то, что за произнесенным «А» совсем не обязательно следует «Б», стала отличительной чертой мировой политики с конца 1980-х годов, когда перемены, которых многие хотели, но на которые никто не рассчитывал, наступили вдруг и сразу. Представление, что «все возможно», ранее свойственное культуре американского общества, распространилось повсеместно. И политики принялись приоткрывать табуированные до той поры ящички, рассчитывая взять оттуда то, что нужно, а что нет — оставить внутри. Но, как и наивная Пандора, раз за разом убеждались, что избирательный подход не работает: раз открыл — весь рой наружу.

Владимир Путин не зря интересуется консерватизмом — он консерватор не столько по убеждениям, сколько по характеру, инстинктам. Его первая реакция на самые разные кризисные ситуации: не трогай, не навреди. За годы правления президента это проявлялось многократно — и внутри страны, и на международной арене. Но есть и другое качество: тронул — не удивляйся последствиям, они неизбежны.

Олимп, на котором обитают греческие боги, место малоприятное. Склоки злобных небожителей, которые обладают возможностями делать то, что хотят, превращают окружающий мир в юдоль скорби и страданий. Могущество без ограничений ведет к бедам и трагедиям. Современный мир в описании Путина — что-то вроде того самого Олимпа, только власть теперь не у богов, а у людей — «человечество никогда не обладало таким могуществом, как теперь, такой властью над природой, пространством, коммуникациями, над собственным существованием». В сочетании с эгоизмом и безответственностью, которые были свойственны олимпийским обитателям, это чревато катастрофой. Разница одна. Как бы ни куролесили боги-олимпийцы, они бессмертны. А человек смертен, причем, как верно отмечал литературный герой совсем другого времени, смертен внезапно. Особенно в эпоху ядерного оружия, о котором Путин и его собеседники так подробно говорили.

Согласно греческому мифу, когда Пандора в ужасе захлопнула ларец, на дне завалялось только одно — надежда. То есть людям достались все горести, а надежды на их преодоление им не оставили. Политика чуть оптимистичнее легенды. История международных отношений свидетельствует о том, что все развивается циклами, и конца истории — ни светлого, ни мрачного — не бывает. Просто не надо забывать о технике безопасности и пытаться открыть все ящики, которые попадаются на пути.

Коммерсантъ