Хотя милитаризация сегодня охватила практически весь мир, Арктика занимает в этом процессе особое место. Во многом это связано с психологическим восприятием региона как малопригодного для эскалации, отягчённого экологическими и гуманитарными проблемами. Тем не менее милитаризация Арктики идёт, несмотря на очевидные военно-политические риски. Что несёт этот процесс для двух наиболее важных направлений экономического развития Арктики – добывающего и логистического?
Арктическая нормализация
Сложно представить перспективного политического деятеля, который открыто признаёт свою любовь к «запаху напалма по утрам», как герой культового фильма Фрэнсиса Форда Копполы[1]. Но мир в целом и Арктический регион в частности продолжают милитаризоваться. Можно дискутировать на тему того, что именно подразумевать под милитаризацией, но, несомненно, этот процесс набирает силу, охватывая всё новые сферы общественной и экономической жизни Арктического региона.
Фактов обострения военно-политического характера можно привести довольно много. Приарктические Финляндия и Швеция в 2023–2024 гг. стали полноправными членами НАТО, наращиваются военные бюджеты и активность региональных и внерегиональных акторов, формируется полноценная военная арктическая инфраструктура. Некоторые наблюдатели указывают на вероятность отхода вопросов гуманитарного и экологического сотрудничества в регионе на задний план. Это предположение отчасти подтверждается практикой, однако чисто экономические последствия спрогнозировать довольно сложно, хотя именно две наиболее важные арктические сферы – добывающая и логистическая – могут обрести новое качество в принципиально новых условиях. Анализ этого представляется важным – ведь текущая обстановка может оказаться не временным стечением обстоятельств, а новой арктической нормальностью.
Мир знает примеры регионов с более-менее постоянной военной или политической нестабильностью – это, например, Ближний Восток, Центральная Африка, отдельные части Латинской Америки. Каждый случай уникален, и провести прямую аналогию не представляется возможным. Тем не менее лучше заранее подготовиться к вероятным последствиям милитаризации и хотя бы в общих чертах представлять, как именно это может повлиять на важные сферы арктической экономики.
Битва за ресурсы
Добыча ресурсов – одна из центральных тем в контексте развития Арктики. Действительно, регион обладает значительными запасами не только нефти и газа, но и других важных полезных ископаемых. Что интересно, разработаны они далеко не все – значительная часть залежей находится в статусе предполагаемых, но и не разведанных. Но туман неопределённости не снижает желание различных акторов поучаствовать в добыче ресурсов – особый интерес к этому вопросу проявлял, в частности, президент США Дональд Трамп.
Интерес к запасам полезных ископаемых вкупе с постепенной милитаризацией создают условия для обострения конкуренции и противостояния. Это порождает риск эскалации – значительное число международных конфликтов было развязано именно из-за ценных ресурсов. Впрочем, далеко не в каждом случае противоречия, споры и даже конфликты между государствами приводят к прямому вооружённому противостоянию. И напротив – милитаризация и военно-политическая напряжённость не всегда приводят к отказу от добычи ресурсов, хотя и повышают их стоимость.
Наращивание военных мощностей требует активного использования авиационного топлива, дизеля, бензина. Активная добыча и переработка углеводородов вблизи непосредственного размещения военных контингентов выглядит логичным решением. Но всё же сложно представить компании, которые будут добывать нефть и другие ресурсы исключительно для военных нужд. Скорее всего, значительная часть производства будет использоваться и в гражданских целых – для обустройства как арктических, так и других прилегающих территорий. Таким образом, для добывающей сферы процесс милитаризации Арктического региона может стать толчком к развитию – конечно, при условии, что будет также решён и логистический вопрос.
Северный военный путь
Президент РФ Владимир Путин во время своего выступления на Международном Арктическом форуме в Мурманске отметил, что Северный морской путь должен стать частью более масштабного проекта – Трансарктического транспортного коридора. Основной посыл заключается в развитии гражданской инфраструктуры – предполагается, что указанные транспортные артерии послужат триггером развития как российской, так и мировой экономики. Однако в современных реалиях всеобщей арктической милитаризации этот проект может оказаться и решающим аргументом логистической гонки.
Наращивание ледокольного флота способно привести к повышению проходимости северных льдов, увеличению продолжительности навигации и к круглогодичным перевозкам грузов. Вкупе с развитием сухопутной инфраструктуры это даст повышение доступности северных регионов, снижение уровня их оторванности от «материка».
Несмотря на дискуссионный характер подобных аналогий, можно вспомнить опыт Суэцкого канала, товарный оборот которого стал существенно снижаться лишь после того, как йеменские хуситы стали прямо угрожать и обстреливать западные баржи и контейнеровозы, проходящие через Аденский залив. Напряжённая военно-политическая обстановка на Ближнем Востоке никогда не снижала долгосрочную привлекательность Суэцкого канала для значительного количества заинтересованных лиц. Но не стоит забывать и об обратной стороне медали – ведь именно Суэцкий канал в 1956 г. стал ареной вооружённого противостояния с активным участием западных государств. Стратегические транспортные артерии – это серьёзный ресурс, за контроль над которым вполне может вестись прямая вооружённая борьба. Готовность к подобным сценариям – ещё один важный пункт военно-политической стратегии государства.
Тонкий лёд
Милитаризация – рискованное явление не только для региональной, но и для международной безопасности и развития. Даже заигрывание с военной риторикой может привести к печальным последствиям. Но, как уже отмечалось, милитаризация сама по себе может дать дополнительные стимулы для развития региона. Опасна не сама милитаризация, а её крайние формы, делающие нецелесообразным мирное решение споров.
Сегодняшние проблемы развития Арктики достаточно сложны с точки зрения нахождения решений. Добыча полезных ископаемых, несмотря на их предполагаемые значительные запасы, сталкивается с проблемой целесообразности – вечная мерзлота и сложные климатические условия подвергают сомнению необходимость использования этих ресурсов. Милитаризация отчасти нивелирует вопросы целесообразности – выдвижение на первый план военно-политических аспектов резко меняет приоритетность задач. Похожая ситуация и с логистикой – в реалиях милитаризации указанная проблема приобретает качественно новый смысл.
Все эти аргументы вовсе не являются экономическим обоснованием процесса милитаризации. Кроме высоких рисков эскалации, есть и другие издержки, в том числе экологического и гуманитарного характера. Однако сам процесс милитаризации Арктики уже идёт полным ходом – и России необходимо быть готовой не только к возникающим угрозам, но и к переходу в новое качество наиболее важных экономических сфер региона.
Автор: Филипп Петросян, исследователь, соискатель РАНХиГС при Президенте РФ
[1] Фраза «Люблю запах напалма по утрам» говорит персонаж Билл Килгор в фильме «Апокалипсис сегодня» (1979) режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы.