27.04.2023
Бессменное поколение
Колонка редактора
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Фёдор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

AUTHOR IDs

SPIN RSCI: 4139-3941
ORCID: 0000-0003-1364-4094
ResearcherID: N-3527-2016
Scopus AuthorID: 24481505000

Контакты

Тел. +7 (495) 980-7353
[email protected]

Джо Байден решил продолжить битву за душу Америки и объявил о намерении бороться за второй президентский срок. В случае успеха в день инаугурации ему будет 82 года, и он обгонит сам себя в рейтинге самых пожилых глав США, вступающих в эту должность. Соответственно, к моменту окончания полномочий, если все пойдёт штатно, Байдену стукнет 86.

Возраст в современном развитом мире давно не приговор, а практики и техники активного долголетия широко распространены и эффективны. Бывшему премьеру Малайзии Махатхиру Мохаммаду через два месяца 98, а он, как лев, бьётся за права оппозиции против бывших соратников. И из политики не собирается. Генри Киссинджер через месяц отметит столетие, но его суждения (довольно частые) по-прежнему все пересказывают и стремятся воспринимать как откровения.

На этом фоне у Байдена ещё самый расцвет сил. Злые языки, правда, твердят, что проблема не в возрасте, а в когнитивном состоянии президента и кандидата, который здоровается с пустотой, слышит голоса и забывает, где находится. Но, скажем честно, политическая линия Байдена довольно последовательная и логичная. И она является следствием не деменции, а определённого идейно-стратегического подхода. Насколько он правильный и к чему приведёт – вопрос другой, но реализуется курс осознанно и не под влиянием видений.

Как бы то ни было, довольно велик шанс, что в 2024 г. случится матч-реванш. Дональд Трамп, который пока вполне уверенно лидирует среди претендентов на номинацию от Республиканской партии, встретится на избирательном ринге с соперником, которому проиграл в 2020-м, но никогда полноценно этого не признал. Трампу на день выборов будет 77. Экс-президент заметно бодрее потенциального оппонента и словно бы не меняется. Впрочем, Байден пару лет назад тоже выглядел совсем по-другому, но в какой-то момент случился слом.

До выборов ещё полтора года, а это в нынешних обстоятельствах очень долго не только для патриархов, но и для всех. Многое может внезапно измениться. Но если до финала всё-таки дойдут эти два участника соревнований, что будет означать затянувшаяся смена поколений?

Байден против Трампа: соревнование хромых уток
Кристиан Уайтон
Нью-йоркский суд предъявил Дональду Трампу уголовное обвинение. Судебный процесс над человеком, пожизненно носящим титул «президент Соединённых Штатов», – явление беспрецедентное. Повышает ли это «шоу» шансы Трампа на избрание в 2024 году? Об этом Фёдор Лукьянов поговорил с Кристианом Уайтоном для передачи «Международное обозрение».
Подробнее

Рискнём предположить, что за политической долговечностью данной возрастной когорты (а она за вычетом Обамы, при котором «дядькой» состоял Байден, управляет Соединёнными Штатами с начала 1990-х годов), стоит застрявшая повестка дня. И повестка, как ни странно, именно международная, хотя в американской публичной политике внешнеполитические темы играют малозначительную роль. Первым представителем поколения Трампа-Байдена на высших постах был Билл Клинтон, и ему досталось почётное право ввести в эксплуатацию однополярный американоцентричный мировой порядок. С тех пор данная рамка сохраняется, хотя устройство и состояние международной системы претерпели качественные изменения. Но не сознание американского истеблишмента, который нацелен на сохранение и укрепление прежней схемы.

Трамп может показаться чужеродным в этом ряду, «Америка прежде всего» бросает вызов глобалистским устремлениями американского правящего слоя. Однако его принадлежность к своему времени не вызывает сомнений, потому что и он не ставил под вопрос гегемонию США. Трамп отличался от предшественников или Байдена тем, что хотел сделать центральную роль своей страны ещё и откровенно рентабельной, отбрасывая условности. Но никак не отказаться от неё.

Сейчас американское доминирование в мире под сильным давлением. И дело не в появлении соперников, бросающих вызов самому сильному. Гораздо важнее, что международная среда пришла в подвижное состояние, сдвиги эти очень разнонаправленны, но одно их объединяет – отторжение претензий на чьё-либо лидерство, особенно американское. То есть появился эффект общемирового «сопротивления материала».

Есть признаки того, что в США возникает осознание невозможности вернуться к золотому периоду «однополярного момента». Но это пока не осмысленный разворот к иному курсу, скорее отягчающие его обстоятельства. Задача укрепления гегемонии, недопущения, перефразируя известную формулу, пересмотра итогов холодной войны, остаётся первоочередной. И чем больше сложностей на этом пути, тем более масштабные усилия надо предпринять.

Уверенность в том, что Соединённые Штаты не могут не быть лидерами, изначально заложена в философии самого американского государства. Но понимание лидерства менялось в разные времена. Большую часть истории США его трактовали как морально-политический образец для других, а не распорядитель международных дел. Холодная война и её продолжение после распада СССР создали уникальную ситуацию, когда Вашингтон получил в руки рычаги прямого управления миром. И хотя вроде бы было понятно, что такая ситуация аномальна и не может сохраняться всегда, привыкание наступило очень быстро. А с ним ожидание, что возвращения к международно-политической норме не будет. Именно в такой парадигме действовали американские руководители более тридцати лет.

Если в 2024 г. сойдутся Байден и Трамп, любой исход будет означать попытку ещё на одну каденцию задержать уходящую политическую реальность. Но она уже настолько не соответствует реальности, окружающей Америку, что всё равно уже ничего не получится. Но, видимо, эти выборы должны поставить символическую точку.

Российская газета
«Нам нужна смена поколений»
Джеффри Сакс
США – это сверхдержава, которая отстаивает доминирующее положение и занимает оборонительную, консервативную позицию. Цель – предотвратить изменения, происходящие в мире, а это делает мышление очень примитивным. О кризисах – геополитических, экологических, возрастных – Фёдор Лукьянов поговорил с Джеффри Саксом, профессором Колумбийского университета, для передачи «Международное обозрение».
Подробнее