11.10.2017
Что будет, если Каталония провозгласит независимость
Колонка редактора
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Фёдор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

AUTHOR IDs

SPIN RSCI: 4139-3941
ORCID: 0000-0003-1364-4094
ResearcherID: N-3527-2016
Scopus AuthorID: 24481505000

Контакты

Тел. +7 (495) 980-7353
[email protected]

Независимость Каталонии никто не признает: ни Мадрид, ни Евросоюз, ни Россия. Никому не хочется создавать прецедент —легкий выход из состава государства в нарушение всех действующих законов. Так что если Карлес Пучдемон объявит о независимости, то с правовой точки зрения это действие будет ничтожно, а с политической — теперь уже, после попытки Мадрида силой препятствовать референдуму, — может обернуться весьма трагично.

Настроения в Каталонии разогрелись. Глядя на действия Мадрида, изменили свою позицию даже те жители, которые не хотели никакого отделения. Теперь у них затронуты национальные чувства. Правовой подход для разрешения кризиса сейчас вытеснен эмоциональным и политическим.

Испании отступать некуда. Вероятно, она попытается силой сместить руководство Каталонии как мятежников. Судя по заявлениям Мариано Рахоя, если это не блеф, Испания считает себя вправе сделать именно так.

Хотя есть весомый пример, когда это случилось: Косово. Косово провозгласило независимость в одностороннем порядке, Сербия была против, но в первые же дни эта независимость была принята большинством ведущих стран Европы и США. В результате значительное количество стран мира признает Косово как независимое государство, хотя все события шли вразрез и с законами Сербии, и с международным правом. Но косовские власти заранее знали о масштабах поддержки и лишь потому решились на такой шаг. У Каталонии, если смотреть объективно, нет ни одной возможности получить законную, международно признанную независимость.

В Евросоюзе много территорий, готовых в перспективе побороться за свою независимость:

  • Фландрия на севере Бельгии;
  • французская Корсика;
  • Шотландия, Северная Ирландия и Уэльс — британское правительство повело себя во время референдума намного умнее испанского, хотя вопрос до сих пор не закрыт;
  • Южный Тироль, который находится в Италии на границе с Австрией, — там не в прямом смысле сепаратистские настроения, но есть история, которая может быть разбужена;
  • итальянская Ломбардия;
  • и, конечно же, Страна Басков, где за каталонской историей следят особенно внимательно, ведь там сепаратизм традиционно носил гораздо более воинственный характер, с террористическими проявлениями.

В этих местах противостояние действительно серьезное и исторически обоснованное.

И одна из главных причин, по которой испанское правительство решило вести себя жестко, — это чтобы ни у кого, а тем более у басков, больше не возникло идеи, что испанское правительство слабое.

Сноб