05.12.2024
Готовы ли северные корейцы воевать на Украине?
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Татьяна Габрусенко

Профессор Университета Корё, Южная Корея.

Присутствие северных корейцев на российской специальной военной операции – вопрос на сегодня максимально затуманенный. В мировых средствах массовой информации они предстают некими корейцами Шрёдингера – неясно, то ли они есть, то ли нет, в каком количестве, что делают.

Однако в свете ратификации договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и КНДР есть смысл поговорить о том, чего можно ожидать от солдат КНДР на полях наших вероятных общих сражений. Этот вопрос особенно важен потому, что при всей интенсивной массовой военной подготовке со времён Корейской войны Корейская народная армия не участвовала ни в одном реальном сражении, за исключением пограничных стычек.

Какова же моральная готовность северных корейцев к войне? Человеческая психика – сложное устройство, и трудно предугадать заранее, как поведёт себя невоевавший человек в условиях реальных боевых действий. Великая Отечественная война запечатлела парадоксальные случаи: героический участник гражданской войны поэт Владимир Луговской не смог преодолеть страх перед фашистскими бомбами и мучился от стыда в Ташкенте, а 16-летняя романтическая девочка из московской интеллигентной семьи Юлия Друнина отвоевала четыре года, выдержав самые страшные бои и ранения.  

Хотя невозможно превидеть, как северокорейский солдат сдаст свой экзамен на поле боя, одно можно сказать наверняка: в Северной Корее к этому экзамену готовят основательно.

 

Потомки Когурё

Культуру КНДР пронизывает необычайная воинственность, уровень которой ни разу серьёзно не снижался. Причин тому много. Само государство было основано «партизанской династией» Ким Ир Сена, в результате освобождения страны военным путём. С 1953 г. КНДР находится в состоянии неоконченной войны с Югом, не имея на своей территории армии союзника (в отличие от Юга). Понятно, что военизированное общество легче мобилизовывать и контролировать.

Со временем милитаризация национального дискурса углубилась. Культура КНДР разошлась с конфуцианскими традициями государства Чосон (1392–1897), с её подчёркнуто антивоенной элитой и культом государственного чиновника, близорукого знатока древней поэзии с хорошими манерами и мягким животиком. За основу национальной истории была взята история раннего военизированного государства Когурё (I век до н.э. – VII век н.э.), одного из трёх государств полуострова. Когурё укрепило свои позиции в регионе в III веке в результате падения китайской династии Хань и погибло на несколько столетий позже в результате союзных атак другого корейского государства Силла с новой китайской династией Тан.

Северокорейцы любят ассоциировать себя с сильными и независимыми людьми Когурё, с которым КНДР почти совпадает по географическим контурам. Южных же корейцев они часто сравнивают с мягкотелыми людьми Силла, предателями национальных интересов, которые выступили против Когурё в союзе с иностранцами.

Страна, живущая в трёх эпохах: к 75-летию КНДР
Александр Соловьёв
Северную Корею всё реже называют «королевством-отшельником», хотя лет пятнадцать назад это прозвище было в ходу. С появлением у КНДР ядерного оружия и средств его доставки страна окончательно и, видимо, необратимо утвердилась в постмодерне – и геополитически, и символически. Ракетно-ядерная программа закрепила за КНДР прозвище, данное ей ещё в 1990-х – «страна-изгой».
Подробнее

 

Воинственная культура

Вся культура КНДР пронизана уважением к армии. Популярное развлечение детей – военные игры, кунса нори. Мальчишкам там принято дарить автоматы, а девочкам – санитарные сумки. Любимые детские мультсериалы последних лет – «Молодые воины Когурё», «Мальчик-генерал», «Кочумон» и даже романтическая сказка «Принц Ходон и принцесса Раннан» – все так или иначе связаны с тематикой военных тренировок и побед над врагами. Многие популярные песни посвящены армии и прекрасным солдатам вождя, причём радикальная воинственность тематики корейцев явно не смущает.

Характерен в этом отношении хит 2000-х «Красотка» (еппыни). Эта позитивная песенка вошла в репертуар популярной группы «Моранбон» и отражена во множестве фильмов, книг и теледрам. Так, в семейной драме «Колесо удачи» (2011) эту песенку поёт мама своей дочке, придя с работы, и они весело кружатся на кухне. В телесериале «Долгожданный отец» (2013) талантливый маленький музыкант так впечатляется звуками «Красотки» на улице, что немедленно бежит в музыкальную школу, садится за рояль и выдаёт сложнейшую джазовую композицию по мотивам услышанного. В романе О Кванчхоля «Выбираю тебя» (2017) молодой исследователь задумчиво пишет слова песни на своём рацпредложении, думая о своей «красотке» – девушке, в которую он влюблён.

Автор этих строк тоже любила напевать эту заразительную песенку («её зовут Красотка, медсестричка Красотка, которая стала сестрой всех солдат»), пока однажды не послушала хит до конца. Оказалось, что в третьем куплете медсестричка Красотка бросается под танк с гранатой, убивает врага, но погибает не зря: на земле, политой её кровью, нынче цветут цветы.

Произведения культуры, посвящённые сегодняшней армии, создают странное ощущение спутанного времени.

Современные герои КНДР страдают от разлуки с любимыми, которые едут на некую войну. На ту же войну провожают сыновей матери, причём сыновья часто гибнут в битве с неназванным «врагом». Вождь едет инспектировать фронт, и люди замирают – из-за опасности, которая ему якобы грозит. Трудно понять, что всё описанное происходит в невоюющей стране.

Все эти книги, песни, фильмы призваны одухотворить труд воина, сделать поэтической и красивой тему стойкости и верности долгу. Редкие попытки показать трагизм войны, подчеркнуть тему личных потерь всегда пресекались как выражение размягчающего пораженчества, пхэбэчжуи. Так, во время Корейской войны была запрещена антология талантливого поэта Рим Хва «Где ты сейчас», повествующая о страданиях разлучённых войной отца и дочери. Логика была примерно той же, по которой в 1946 г. в СССР запретили исполнять по радио песню «Враги сожгли родную хату» – нельзя растравливать души людей жалобными песнями в то время, когда раны ещё свежи, нужно собраться и жить дальше.

Нечего и говорить о том, что в КНДР невозможны фильмы вроде «Летят журавли», не укладывающиеся в жёсткие моральные стандарты «потомков Когурё». Предательство там остаётся предательством, какими бы сложными личными причинами оно ни было обусловлено.

Такой культурный дискурс воспитывает северокорейских мужчин в суровом спартанском духе. Независимо от профессии, возраста и уровня физической подготовки, мужчина должен быть решительным и храбрым. Если ты слабее других, тренируйся и заставляй себя преодолеть трудности. Умей обходиться малым и терпеть лишения. Никогда не хнычь и не жалуйся.

Общий милитаризированный настрой накладывает отпечаток и на сугубо цивильные темы культуры. Даже если северокорейский сериал рассказывает нам о буднях колхозников, учителей или учёных, можно быть уверенным, что в одной из серий герой обязательно будет рисковать собой для общественного блага. Он будет спасать ребёнка из пожара, закрывать телом дыру в прорванной плотине, останавливать летящий под откос грузовик, ремонтировать жерло неостывшей доменной печи или проводить чрезвычайно опасный научный эксперимент. В одной из серий мы непременно увидим его на больничной койке, обвязанного кровавыми бинтами и окруженного благодарными друзьями и близкими. И с этой койки он, конечно, сбежит раньше времени, чтобы продолжить свою героическую деятельность вопреки запретам врачей. Без этих мальчуковых мотивов фантазия северокорейского писателя просто не работает.

 

Народ и армия едины

В соответствие с принципом «кунмин ильчхи» – «народ и армия едины», корейская культура учит общество почитать армию. Важнейший посыл современных песен – о том, что только благодаря военным жители КНДР могут спокойно ходить по улицам и радоваться жизни. И если солдат жертвует жизнью для общества, то общество должно платить ему тем же.

На этом принципе основана уникальная практика заботы о солдатах, получивших ранения и увечья во время службы. Такие увечья случаются во время участия армии в спасательных работах или в срочных индустриальных проектах, где техника безопасности, и так не слишком соблюдаемая в КНДР, практически отсутствует. Солдат, вернувшийся со службы инвалидом, становится «почётным ветераном», ёнекунин, и часто ему может предложить руку и сердце незнакомая доселе девушка. Делать её это никто не заставляет – это принятая в КНДР особая форма волонтёрства, способ для девушки «прожить жизнь достойно».

Интересно, что предложения руки и сердца инвалиду-воину делаются не только женщинами мужчинам, но и наоборот – девушкам, пострадавшим во время несения военной службы, тоже порой делают предложения мужчины. Один из самых известных случаев произошёл в 1998 г., когда во время пожара в мемориальном коплексе Пэктусан одна из девушек – охранниц Ким Ёнок была сильно изуродована ожогами, и к ней посватался красавец-моряк.

Такие браки широко рекламируются в медиа, о них снимают художественные фильмы (самые известные – мелодрама «Девушки нашего края» и сериал «Партийный секретарь Тэхондана»). Перед человеком, взявшим на себя пожизненный труд заботы о супруге – «почётном ветеране», начинают шире открываться двери профессиональной и политической карьеры. Перебежчики рассказывают о том, что карьерно нацеленные девушки в КНДР иной раз специально ищут себе в партнёры ветерана-инвалида.

Сильные мужчины, уважающие их женщины, общее осознание, что без солдата не будет мира и счастья всем людям страны – все эти установки северокорейского общества могут послужить залогом того, что воевать северокорейцы будут хорошо. Особенно если учесть, что гипотетическое участие в российской спецоперации – это своего рода показательные выступления Корейской Народной Армии за рубежом, к которым будут прикованы многие взгляды.

Автор: Татьяна Габрусенко, профессор Университета Корё, Южная Корея

Поставляет ли Пхеньян Москве снаряды, летающие тарелки и покемонов?
Константин Асмолов
Владимир Путин побывал в Северной Корее молниеносно, но содержательно. Подписан Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. Взаимодействие выходит на новый уровень. Россия больше не оглядывается на международные ограничения, исходит из собственных резонов. О содержании и последствиях визита Фёдору Лукьянову рассказал Константин Асмолов в интервью для передачи «Международное обозрение».
Подробнее