09.04.2021
Чтобы избежать безумия космической гонки, США и Китаю стоит изучить сотрудничество советского периода
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Чжоу Бо

Старший полковник в отставке, старший научный сотрудник Центра международной безопасности и стратегии Университета Цинхуа, эксперт China Forum.

Соперничество – часть человеческой натуры, но пытаться разместить на орбите оружие, чтобы атаковать Землю и уничтожить противников, будет безумием. Астронавт Майкл Коллинз как-то сказал, что политикам стоит посмотреть на нашу планету с расстояния 160 тысяч километров, чтобы изменить свои взгляды.

Сегодня мы с интересом следим за тем, как за один месяц на Марс прибыли три визитёра с Земли. Сначала, 9 февраля, прилетела межпланетная станция ОАЭ под названием «Аль-Амаль» («Надежда»), через день китайский аппарат «Тяньвэнь-1» вышел на орбиту Марса, а 18 февраля на поверхности Красной планеты совершил посадку новейший марсоход НАСА «Персеверанс». Почему страны не могут объединить свои ресурсы и знания для решения невероятно сложных и дорогих, титанических задач?

В космическом пространстве все вопросы сводятся в итоге к двум темам: мирное использование и демилитаризация космоса. Первая звучит многообещающе, но реальный вызов всё же представляет вторая. Министр обороны США Ллойд Остин назвал космос «ареной конкуренции великих держав».

Но в период холодной войны США и СССР удавалось сотрудничать по проекту «Союз – Аполлон», который стал первым международным партнёрством в космосе. 17 июля 1975 г. американский космический корабль «Аполлон», запущенный двумя днями ранее, пристыковался к советскому «Союзу».

Космическое наследие Дональда Трампа
Валентин Уваров
Пакет инициатив Трампа относительно экспансии в космосе и создания условий для доминирования на этом потенциальном рынке отражает взгляды, ещё до него сложившиеся в американских профессиональных и экспертных кругах.
Подробнее

К сожалению, между Китаем и США, двумя крупнейшими экономиками мира, такое невозможно. Поправка Вулфа ограничивает возможности правительственных ведомств США, включая НАСА, сотрудничать с китайскими коммерческими и государственными структурами. Тем не менее процветающий Китай может позволить себе инвестиции в собственную космическую отрасль, которая будет автономной и устойчивой.

В некоторых сферах Китай уже опередил США. Китайский сферический телескоп с 500-метровой апертурой – больше, чем у сферического рефлектора в американской обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико, – сегодня является крупнейшим в мире. 1 декабря 2020 г., когда китайский лунный зонд совершил посадку на спутнике Земли, телескоп в Аресибо разрушился из-за упавшего облучателя антенны.

В отличие от Вашингтона, не допускающего китайских астронавтов на МКС, Пекин настроен более открыто по поводу сотрудничества с другими странами в космосе.

Пекин высказывался о готовности поделиться пробами лунного грунта с учёными и международными институтами, так как космос принадлежит всем. В меморандуме ООН говорится, что китайская космическая станция, которая должна быть завершена в 2022 г., будет использоваться для международных научных экспериментов и полётов астронавтов из разных стран.

Срок эксплуатации Международной космической станции завершится в 2024 году. Продление её жизни до 2030 г. было одобрено американским Сенатом, но застряло в Палате представителей. После этого китайская космическая станция может остаться единственной на орбите. Попросят ли американцы Пекин о сотрудничестве тогда?

Избежать милитаризации космического пространства – высокая цель, но в этом случае говорить проще, чем сделать. Договор о космосе 1967 г. запрещает размещение оружия массового уничтожения на орбите, создание военных баз, проведение испытаний любого вида оружия или военных учений на Луне и других небесных телах.

С 1980-х ООН неоднократно проводила дебаты о недопущении гонки вооружений в космосе. Но до сих пор страны не условились о новом договоре. В 2018 г. США проголосовали против четырёх резолюций ООН, требовавших не допустить гонки вооружений в космическом пространстве и не размещать первыми вооружение на орбите.

Как определить, что такое космическое оружие и милитаризация космоса, – отдельная проблема. Большинство космических технологий по своей сути имеют двойное назначение, то есть могут использоваться в военных и мирных целях. Даже спутник, проходящий слишком близко к другому спутнику, может представлять угрозу. Лазеры, радиоэлектронные помехи, направленное энергетическое оружие, киберинструменты – всё это может блокировать работу спутников.

Космос как платформа в климатической войне
Валентин Уваров
Если в нашей стране космос и экология и дальше не будут восприниматься в категориях экономики, то нам, наверное, опять придётся искать «асимметричный ответ». Может быть, в сложившейся ситуации лучше вовремя встроиться в процесс и начать бить противника его же оружием?
Подробнее

Разница в интерпретации не должна стать непреодолимым барьером, если все государства признают: в космической гонке вооружений победителей не будет. США, Китай, Россия и Индия успешно провели противоспутниковые испытания. В этом смысле Соединённые Штаты более уязвимы, чем другие страны – у них больше гражданских и военных объектов в космосе, которые могут подвергнуться потенциальной атаке противников.

Пекин тоже уязвим. За последние три года Китай совершил больше ракетных запусков, чем любая другая страна. В космосе становится тесно. За один запуск в январе SpaceX Falcon 9 вывел на орбиту 143 небольших спутника, в ближайшие десять лет в космос будут отправлены тысячи новых. Все страны заинтересованы в безопасности космического пространства.

Уроки холодной войны могут оказаться полезными. В тот период осознаваемое взаимное уничтожение помогало не допустить глобальной ядерной войны. Но концепция сформировалась только после того, как Вашингтон и Москва поняли, что не смогут воспользоваться преимуществом друг над другом в гонке вооружений, а стратегическое равновесие, даже основанное на страхе, лучше любой войны.

Точно так же для решения проблемы милитаризации космоса, вероятно, нужно признать взаимную уязвимость ведущих космических держав, что в конечном счёте приведёт к выработке договора о неразмещении оружия в космическом пространстве.

Если противники могли сотрудничать в период холодной войны, почему это невозможно сегодня? Администрация Байдена, к счастью, пошла на продление договора СНВ-3, который, помимо прочего, запрещает странам вмешиваться в работу национальных технических средств, используемых для мониторинга выполнения соглашения. В том числе имеются в виду спутниковые разведывательные системы.

Сотрудничество Китая и США по отдельным гражданским космическим проектам привлечёт другие страны и позволит объединить усилия в освоении космоса. Это возможно. Во время китайской лунной миссии в 2019 г. НАСА получило одобрение Конгресса на взаимодействие с Национальным космическим управлением Китая и следило за посадкой зонда на неосвещённой стороне Луны с помощью своего лунного орбитального аппарата.

Соперничество – часть человеческой натуры, но пытаться разместить на орбите оружие, чтобы атаковать Землю и уничтожить противников, будет безумием. Астронавт Майкл Коллинз как-то сказал, что политикам стоит посмотреть на нашу планету с расстояния 160 тысяч километров, чтобы изменить свои взгляды. Что они увидят? «Жизненно важные границы окажутся незаметными, и этот резонансный аргумент вдруг потеряет актуальность».

Центр международной безопасности и стратегии Университета Цинхуа

Небо и Земля. Эфир передачи «Международное обозрение» от 12 февраля 2021 г.
Фёдор Лукьянов
Импичмента Трампа в первый раз не получилось, стоит повторить. Как уволить того, кто уже оставил должность? В Латинской Америке пандемия привела к политическим перестановкам. У Марса – столпотворение аппаратов, построенных на Земле: сразу три зонда прилетают к Красной планете. Что происходит на Земле и в космосе? Смотрите эфир передачи передачи «Международное обозрение» с Фёдором Лукьяновым.
Подробнее