27.05.2023
«Киссинджер знает, как вести дела с Китаем». Как?
Интервью
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Сян Ланьсинь

Приглашённый научный сотрудник Белферского центра Гарвардского университета, заслуженный научный сотрудник Стимсоновского центра (США).

Интервью подготовлено специально для передачи «Международное обозрение» (Россия 24)

Администрация Байдена пытается переписать историю, отрицая китайскую политику со времён Никсона. Эта зацикленность не позволяет спросить совета у Киссинджера, который бы блестяще объяснил, как вести дела с Китаем. О балансе сил и неприемлемости «порядка, основанного на правилах», с Фёдором Лукьяновым поговорил Сян Ланьсинь в интервью для передачи «Международное обозрение».

– Кто сейчас Генри Киссинджер – живой памятник или фактор принятия решений?

– Конечно, он живой памятник, никаких сомнений. Оказывает ли он влияние на политику? Не при этой администрации.

Байден – первый президент с шестидесятых годов, который не консультируется с Киссинджером по основным внешнеполитическим темам. Команда Байдена не разделяет взглядов Киссинджера. Они думают, что взгляды Киссинджера устарели. Особенно в том, что касается Китая.

Как ни странно, нынешняя администрация одержима Китаем ещё больше, чем Трамп. И эта зацикленность не позволяет им спросить совета у Киссинджера. А ведь он блестяще объяснил бы им, как вести дела с Китаем.

– А как?

– Киссинджер говорит две вещи, которые важны. Первое: Китай существует так давно, что стоит забыть мечтания о том, что он куда-то денется. Второе: Китай развивался так быстро в последние десятилетия не потому, что Запад ему помогал.

Коренной ошибкой американцев сегодня является тот факт, что они считают: не надо было помогать китайской экономике, надо было не позволять ей развиваться. Это дикий абсурд, который просто игнорирует, что китайский экономический рост внёс гигантский вклад в подъём мировой и американской экономики.

Киссинджер знает, что это просто нонсенс – пытаться переписать историю со времён Никсона. Происходит отрицание всей китайской политики Никсона и Киссинджера.

– Насколько идеи Киссинджера относительно баланса сил понятны и свойственны китайцам?

– Исторически китайцам не свойственна картина мира, основанная на балансе сил великих держав. Это вы, европейцы, русские в том числе, преподавали Китаю горькие уроки с XIX века. Вначале идея отвергалась, но решили, что раз уж другие играют эту игру, значит и нам придётся. Это не значит, что китайцы разделяют такое вестфальское мировоззрение.

Наоборот, в последние два столетия именно они – главные жертвы этой системы. Но приходится учиться.

Я не думаю, что у китайцев хорошо получается эта самая великодержавная политика. Китай – одно из старейших государств в мире. У него огромный опыт внутреннего управления. А вот в отношениях и дипломатии великих держав – пожалуй, наиболее короткая история.

Если сравнить, например, с Россией, царской Россией, Китай исторически – очень ограниченный игрок. Китайцы только учатся. Но вот в чём они преуспевают, это в отношениях с державами меньшего размера, не великими. В отношении развивающегося мира и прочих не самых больших стран у Китая весьма эффективная стратегия.

– Какой сейчас вообще баланс? Он же неприменим.

– Чистая правда. И это больше всего тревожит Киссинджера. Его идеал – модель Венского конгресса. Киссинджер – реалист, адепт реальполитик. Он признаёт, в отличие от Байдена и многих в Европе, что мы по-прежнему живем в Вестфальской международной системе. Они не закончилась, хотя в Европе кое-то хочет думать, что её уже нет. Но это фантазии.

А Вестфальская система зависит от баланса сил. Вместо этого теперь говорят о «международном порядке, основанном на правилах». Но это порядок, в котором есть только один набор ценностей. И всё.

Для всех остальных – китайцев, русских, других представителей незападного мира, это звучит примерно так: будь по-моему или вообще никак. Это глубоко неправильно и не имеет ничего общего с реализмом.

Век Генри Киссинджера. Эфир передачи «Международное обозрение» от 26.05.2023 г.
Фёдор Лукьянов
Кто сегодня Киссинджер – памятник американской мысли или фактор, влияющий на политику? Что придёт на смену эпохе баланса сил? Россия и искусство санкционной торговли: каковы перспективы отношений с Китаем? Смотрите эфир передачи «Международное обозрение» с Фёдором Лукьяновым на канале «Россия-24». 
Подробнее