Не стало Виталия Васильевича Шлыкова, человека уникальной судьбы, творческого и независимого ума, твердого характера, энциклопедических знаний и невероятного обаяния.
Тридцать лет прослужив в ГРУ, он занимался самой опасной и сложной работой – нелегальной разведкой во многих странах Запада. Оказавшись в швейцарской тюрьме в результате разоблачения в США завербованного им агента, он сумел сохранить в тайне свое имя и принадлежность к советской военной разведке. Правду о тех событиях он сам рассказал только четверть века спустя, когда эта информация уже не могла никому повредить.
Завершив карьеру в ГРУ в конце 1980-х годов, Виталий Шлыков стал одним из крупнейших в стране специалистов в области строительства вооруженных сил и военной экономики. Работая под прикрытием за границей, он всегда интересовался передовой мировой мыслью в этой сфере, и, выйдя в отставку, всецело посвятил себя аналитической и научной работе по выработке путей трансформации Советской, а потом Российской армии.
Виталия Васильевича всегда отличал незашоренный взгляд настоящего профессионала, отвергавшего косность мышления и идеологические штампы. Он резко и последовательно критиковал избыточную и бессмысленную милитаризацию советской экономики, которая во многом привела к распаду СССР, и эта позиция вызывала крайне раздраженную реакцию военного истеблишмента. Анализируя ситуацию, Шлыков не стеснялся вскрывать истинные мотивы наращивания военных расходов, зачастую вызванного не объективной необходимостью, а ведомственными интересами и соображениями бюрократического престижа. В то же время Виталий Васильевич очень критически оценивал и подходы к реформе вооруженных сил и ВПК в период либеральных преобразований в России.
По мнению Шлыкова, реформаторы совершенно не понимали сущности милитаризации советской экономики, которая вся была построена по мобилизационному принципу и требовала кропотливой работы по демонополизации и внутренней трансформации. И меры, принимавшиеся в 1990-е годы, только усугубляли проблемы, отдаляя армию и ВПК от превращения в современные эффективные структуры, на деле консервируя худшие компоненты советской системы. Поэтому Шлыковым были крайне недовольны и либеральные борцы с «советским милитаризмом».
Не обращая внимания на нападки, Виталий Васильевич продолжал научную деятельность в рамках Совета по внешней и оборонной политики. При его активном участии в 1990-е и 2000-е годы вышло несколько докладов, посвященных реформированию Вооруженных сил. В конце концов, идеи оказались востребованы – многое из того, о чем Шлыков, основываясь на передовом опыте других стран, писал все эти годы, легло в основу военной реформы, начатой в конце 2000-х годов.
Виталий Васильевич с энтузиазмом поддержал преобразования и по мере сил старался своей экспертной и публичной деятельностью в Общественном совете при Министерстве обороны содействовать успеху реформы. Шлыков хорошо понимал происходящее, в частности, тот факт, что любые, даже самые дальновидные и продуманные планы реформирования неизбежно искажаются в реальных условиях. И что, преодолевая «сопротивление материала», непременно наталкиваешься на пределы возможного. Однако, продолжая работу, в буквальном смысле, до последней минуты своей жизни, Виталий Шлыков был уверен, что в России будет создана современная высокоэффективная армия, способная отражать любые угрозы и соответствовать требованиям XXI века.Коллеги, друзья и близкие запомнят Виталия Васильевича как чрезвычайно порядочного и принципиального человека с нестандартным мышлением, остроумного собеседника и настоящий кладезь знаний. Заменить его невозможно.
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»