09.04.2020
ШОС: подать пример сотрудничества в борьбе с пандемией
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Джоомарт Оторбаев

Премьер-министр Киргизской Республики в 2014–2015 годах.

Люди глубоко обеспокоены ситуацией с пандемией, бизнес в панике. Общее количество случаев заражения и число погибших демонстрируют экспоненциальный рост. Человечество, возможно, стоит перед настоящим апокалиптическим сценарием своего развития. Мы видим десятки несогласованных чисто «национальных», а зачастую националистических реакций на развитие пандемии. Большинство действий правительств выглядят хаотичными и неэффективными. Почти никто ни у кого не учится, не перенимает «лучшие практики».

Поскольку пандемия не признает национальных границ, всё очевиднее, что только скоординированные совместные международные усилия, обмен накопленным опытом способны предотвратить наихудшие сценарии. Однако, судя по тому, что мы наблюдаем, глобальный и скоординированный ответ на пандемию крайне маловероятен. Вместо того, чтобы энергично решать, как совместно бороться с общей угрозой, многие политические деятели впустую тратят энергию на взаимные обвинения и нападки, на войну слов. Что же делать? Надо начинать сотрудничать на региональном уровне.

Наш общий сосед Китай, используя набор эффективных мер, взял пандемию под контроль. Видно, что КНР готова помочь и другим странам остановить вирус. Но как они смогут оказать помощь одновременно более чем 150 странам? В качестве первого шага на пути к возможной глобальной координации Китай мог бы начинать работать с соседними государствами. А именно – скоординировать борьбу со своими партнёрами по Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Как известно, в состав ШОС входят Индия, Казахстан, КНР, Кыргызстан, Россия, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан. Общая численность населения этого объединения составляет более 3,2 миллиарда человек, а это 44% населения Земли. Первоначально ШОС задумывался как многосторонняя структура с тремя сферами сотрудничества: (а) в области политики и безопасности, (б) в торгово-экономической деятельности и (в) в развитии культурных и гуманитарных связей. Намерения уже обозначены. В своём заявлении от 14 февраля государства-члены ШОС приветствовали решительные меры, принимаемые правительством и народом Китая для борьбы с эпидемией. Генеральный секретарь ШОС Владимир Норов высоко оценил принимаемые в Китае меры по пресечению коронавируса.

Несколько дней спустя Си Цзиньпин заявил, что Китай готов «работать со всеми другими странами», чтобы активизировать глобальную борьбу с пандемией. Он заявил об этом во время телефонной беседы с российским президентом Владимиром Путиным, выразив готовность Пекина предпринять согласованные усилия с Россией и другими странами для обеспечения безопасной эпидемиологической ситуации в мире.

Далеко ли до войны?
Максим Братерский
Мы вступаем в эпоху большей разобщённости, а объединительные скрепы между народами и странами достаточно слабы. В прошлый раз похожая картина сложилась в межвоенный период. Будем стараться выходить из сложившейся ситуации с малыми потерями, но помнить, что не так давно дело закончилось мировой войной.
Подробнее

Два основных принципа могли бы стать основой срочного плана – борьба с угрозами здоровью людей и экономическое сотрудничество. Странам – членам ШОС следует принять конкретный перечень действий, предусматривающий совместные шаги по оказанию неотложной медицинской помощи населению и срочным мерам по стабилизации экономик стран-участниц. Понятно, что как развивающиеся страны большинство государств-членов ШОС сталкиваются с серьёзными проблемами в плане доступа к высококачественным медицинским услугам. Ключевым элементом сотрудничества мог бы стать обмен накопленным опытом и «лучшими практиками» борьбы со смертельной болезнью. Одна из главных задач – создание специализированного инвестиционного фонда для приобретения, а возможно и обмена, необходимого оборудования, расходных материалов и лекарств.

Будучи многосторонней организацией, ШОС могла бы пригласить на свои первые, скорее всего, виртуальные заседания, представителей Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В дальнейшем целесообразно приглашать ВОЗ на постоянной основе, может быть, даже предоставить ей специальный статус постоянного наблюдателя. Для обеспечения достаточной ликвидности в денежно-кредитной и финансовой системах, ШОС стоило бы установить определённые фискальные стимулы и преференции для стран-участниц. Вероятно, потребуется скорейшая разработка детального плана действий по стабилизации макроэкономики отдельных стран, возможно, с участием таких институтов развития, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Евразийский банк развития.

Первым принципиальным шагом ШОС по скоординированной борьбе с пандемией могла бы стать скорейшая организация телеконференции между главами государств стран-членов. У организации есть уникальная возможность показать миру свою эффективность, продемонстрировав потенциал именно в части многостороннего сотрудничества. Начав с эффективного регионального взаимодействия, затем можно перейти и к глобальному сотрудничеству. Подобная модель взаимодействия стала бы примером преодоления и последующих (не обязательно связанных со здоровьем) конфликтов и кризисов в мире. Жизнь сотен тысяч людей зависит от эффективных действий правительств стран и многосторонних организаций. ШОС станет ещё более привлекательной для других потенциальных членов, если она докажет свою эффективность в борьбе с коронавирусом.

ШОС: домашняя работа
Михаил Конаровский
На втором десятилетии существования Шанхайской организации сотрудничества определяющими для нее являются два фактора. С одной стороны, все более динамичный процесс совершенствования самой структуры. С другой – нарастающая турбулентность извне. Оба процесса тесно взаимосвязаны и оказывают разнонаправленное воздействие на развития ШОС.
Подробнее