12.08.2014
Лоббизм-2014: итоги
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Арег Галстян

Эксперт по политике США на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, факторам лоббизма во внешней политике США, по внутриполитическим процессам в США, руководитель научно-аналитического портала American Studies.

Конгресс США ушел на каникулы, и это хороший повод подвести итоги внешнеполитической лоббистской деятельности за 2014 год. Отчеты Сената и ведущих мониторинговых организаций говорят о том, что администрация Барака Обамы менее подвержена влиянию лоббистов, нежели кабинеты его предшественников – Джорджа Буша и Билла Клинтона. Однако именно при Обаме значительно активизировалась деятельность разных лоббистских групп, оказывающих влияние на внешнюю политику. Прежде чем дать оценку лоббистской деятельности, стоит отметить, что сам Барака Обама еще в бытность свою в Сенате никогда не лоббировал интересы конкретных групп влияния. Так, Обама был единственным афроамериканцем в Конгрессе, который не состоял даже в «черной группе» (Congressional Black Caucus).

Внешнеполитический лоббизм. В целом, лоббисты не смогли оказать серьезного влияния на решения президента Обамы о политике «перезагрузки» с Россией и выводе войск из Ирака и Афганистана. С одной стороны, большинство лидеров влиятельных лоббистских организаций были уверены в провале избранной политики, с другой подконтрольность Конгресса (с 2008 по 2012 – демократы) снижало эффективность лоббистской деятельности. Череда внешнеполитических провалов автоматически открыла ведущим группам влияния широкие возможности на законодательном и исполнительном уровнях власти.

Первым существенным успехом лоббистов стало решение по Ливии. Президент Барака Обама скептически относился к идеям французского коллеги Николя Саркози о введении беспилотной зоны. Он склонялся к тому, чтобы поддержать нейтралитет, именно об этом и сообщила госсекретарь Хиллари Клинтон в Париже во время неформальной встречи лидеров «Большой восьмерки». «США не готовы проголосовать за резолюцию, так как в администрации слишком большие разногласия»; — сказала Клинтон французскому президенту. Но Саркози настоял на встрече Клинтон с одним из лидеров ливийской оппозиции Махмудом Джибрилом. Разговор, в котором участвовал также эмир Катара, в итоге изменил позицию самой Клинтон. По возвращении в Вашингтон, Клинтон провела ряд встреч с лидерами ведущих лоббистских организаций, заинтересованных в реализации плана Саркози. Таким образом, именно тогдашняя госсекретарь и министр финансов Гайтнер и Роберт Гейтс выступили своеобразными лоббистами, убедившим президента поддержать резолюцию в Совете Безопасности ООН. «Они (лоббисты) сказали Обаме, что Каддафи победит. После чего начнет репрессии против оппозиции, и на Америку будут показывать пальцем, как было после событий в Боснии и Руанде»; — пишет американский политолог в области лоббизма Брэд Палмер.

По-иному обстоял вопрос с сирийским кризисом, где лоббисты изначально сыграли одну из ключевых ролей. Так, еще 20 ноября 2005 г. в Чикаго официально зарегистрирована организация «Сирийско-Американская коалиция» (Syrian American Council-SAC). Создание данной организации было инициировано и профинансировано чикагским бизнесменом сирийского происхождения Тони Резко.

Свою миссию, до начала конфликта в Сирии, новая организация видела в «стремлении поддержать становление гражданского общества в Сирии». На официальном открытии присутствовали влиятельные политики из администрации президента Джорджа Буша: вице-президент Дик Чейни, один из советников президента Эндрю Кард, а также ряд конгрессменов: Джо Либерман, Билл Фирст, Денис Хастерт и др. Однако главным покровителем SAC стал Барак Обама, в тот период сенатор от штата Иллинойс. Барака Обаму и бизнесмена Тони Резко связывает многолетняя дружба. Благодаря немалым средствам, Резко удалось добиться успехов в сфере политического лоббизма афроамериканских мусульман. Так, он вложил большие деньги в избирательную кампанию Гарольда Вашингтона, который стал первым чернокожим мэром города Чикаго. В 1989 г. Тони Резко основал одну из крупнейших консалтинговых корпораций – Rezmar Inc, которая сегодня по данным The Lobby Watch является одной из крупнейших бизнес-структур, тратящих деньги на лоббистскую деятельность.

В 1994 году Резко стал одним из главных лоббистов американской нефтяной корпорации Chevron и благодаря его связям, она не только заключила ряд соглашений с саудовской корпорацией Saudi Aramco, но и получить крупный заказ на добычу каспийских углеводородов по «контракту века», заключенного с азербайджанским правительством. С того момента, лоббистские группы, принадлежащие Тони Резко, финансировали все избирательные кампании Обамы в Конгресс и выделил более 10 миллионов долларов в ходе его президентской избирательной кампании в 2008 году. Во время праймериз, главный конкурент Обамы – Хиллари Клинтон обвиняла однопартийца в том, что тот не только получает деньги на избирательную кампанию от Тони Резко, но и благодаря связям последнего пользуется финансовой поддержкой ближневосточных стран – Катара и Саудовской Аравии. Подобные обвинения в адрес Обамы звучали также из уст ряда конгрессменов – республиканцев, в частности от его конкурента Джона Маккейна и известного консерватора Рона Пола.

С 2006 г. в Америке официально действуют 23 филиала организации и главная задача, которую перед собой ставит коалиция сегодня – «уход президента Башара Асада и формирование демократического режима». Наиболее часто с резкими высказываниями о свержении Башара Асада, выступают конгрессмены, получавшие в разное время финансы на свои избирательные кампании от Rezmar Inc: Боб Кейси, Марко Рубио, Элиот Энгел, Майк Роджерс и Бред Шерман. Именно вышеперечисленные законодатели стали спонсорами «Закона в поддержку демократии в Сирии» (The Syria Democratic Support Act), согласно которой администрация президента получила право оказывать военную и финансовую помощь боевикам из «Национальной сирийской коалиции».

Не менее интересен и лоббистский фактор в украинском кризисе. По данным Центра ответственной политики, за период с февраля по июнь 2014 года лоббисты потратили примерно 100 миллионов на продвижение резолюций в поддержку Украины, Грузии, Польши, стран Прибалтики и направленные на введении санкций против России. Так, в поддержку санкций против России и лоббированию разработки законопроекта «По предотвращению российской агрессии» активно выступили лоббисты из компаний Podesta Group, Trout Cacheris, Arnall Golden Gregory и Barbour, Griffith & Rogers. При этом как лоббисты, так и партийные элиты использовали фактор украинского кризиса для воплощения в жизнь собственных задач: внутренние цели и стремление к международной изоляции России (лоббисты-неоконсерваторы).

Итоги 2014. В целом, в 2014 г. на лоббистскую деятельность в Америке было потрачено более 5 млрд долларов. Так, Конгресс принял от лоббистов 2,1 млрд, а Торговая палата США 170 млн долларов. В пятерку ведущих фирм, потративших наибольшее количество средств на внешнеполитический лоббизм, входят: Squire Patton Boggs (17 755 000 долл.), Akin, Gump et al (17 150 000 долл.), Podesta Group (12 930 000 долл.), Brownstein, Hyatt et al (11 345 000 долл.), и Holland & Knight (9 560 000 долл.).

Большие перемены произошли и в Топ-10 ведущих этно-лоббистских групп влияния. Американо-Израильская группа по общественным делам сохранила лидирующие позиции. Израильское лобби добилось от Конгресса не только увеличения внешних ассигнований на фоне общего сокращения бюджета, но и выделения 225 млн долл. на усовершенствование противоракетных установок «Железный купол».

Вторую строчку по-прежнему сохраняет Армянский Национальный Комитет Америки, который, по сравнению с прошлым годом, заметно усилился. Так, в группе по армянским делам Конгресса сегодня состоят 113 законодателей против 92 в 2013 году. Кроме того, членами армянского кокуса являются председатели следующих комитетов: по международным делам (Палата Представителей и Сенат), по внешним ассигнованиям (Палата Представителей и Сенат) и лидером Демократического большинства Сената. Армянскому лобби удалось сохранить выделение правительством США безвозмездной финансовой помощи Армении и Нагорно-Карабахской Республики, пролоббировать принятие штатом Калифорния резолюции по признанию независимости НКР, а также принятие комитетом по международным делам Сената «Акта в поддержку справедливости по вопросу геноцида армян» и «Акта о возвращении конфискованных Турцией христианских святынь».

Значительно усилилось греческое, польское и кубинское лобби. Отметим, что сенаторы кубинского происхождения Марко Рубио и Тед Круз являются потенциальными кандидаты на пост президента США от Республиканской партии в 2016 году. Так, исходя из отчетов Центра ответственной политики и мониторинговой организации The Lobby Watch, рейтинг десяти наиболее влиятельных этно-лоббистских групп выглядит следующим образом:

  • Американо-Израильская Группа по Общественным Делам;
  • Армянский Национальный Комитет Америки;
  • Американо-Греческая Прогрессивная Просветительная Организация;
  • Древний Орден Хибернианцев (Ирландское – католическое лобби); 
  • Антидиффамационная лига;
  • Кубино-Американский Национальный Фонд;
  • Фонд Защиты Американских Мексиканцев;
  • Американо-Польский Конгресс;
  • Сыны Италии