10.05.2017
Ситуация вокруг КНДР и риск краха ООН
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Александр Воронцов

Заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России.

О многообразных коллизиях развития ситуации вокруг Северной Кореи в последние дни написано много. Это и беспрецедентное обострение безопасности вплоть до всерьёз ожидаемого нанесения американского превентивного военного удара; и тотальные усилия организовать непроницаемую экономическую блокаду Пхеньяна со стороны многочисленных как негосударственных, так и международных организаций; задействовать все возможные и невозможные методы, чтобы «наглухо» перекрыть национальную границу КНДР с соседями: КНР и Россией на суше и на море. Для обеспечения возможностей реализаций такой беспрецедентной деятельности армейское руководство Соединенных Штатов даже запросило Конгресс право на досмотр северокорейских торговых судов в портах других стран, включая Российскую Федерацию.

Уже установлена невидимая ранее слежка и досмотр всех торгово-экономических и финансовых сделок, которые северокорейские и китайские фирмы имеют или гипотетически способны осуществлять через третьи страны и партнёрские компании. То есть, де-факто все торговые организации «Великой Поднебесной империи» уже находятся под лупой Финансового казначейства США, что уж говорить о фирмах других стран.

Известно, что суть всей этой гигантской беспрецедентной активности – организовать жёсткий санитарный кордон вокруг Пхеньяна с целью «не позволить ему далее угрожать оружием массового поражения, прежде всего ядерного, всему миру». Поскольку военное решение проблемы в случае с КНДР на этот раз показалось Вашингтону невозможным в силу неизбежности и внушительности по масштабам вооруженного ответа со стороны северян, приходится прибегать к организации непроницаемой сухопутной, морской и авиационной блокады.

Вернёмся к вопросу, в чём же главная причина описываемой беспримерной активности. Не секрет, что под массированным и последовательным воздействием западных СМИ и экспертных организаций в значительной части международной общественности сформировалось мнение, что именно КНДР – сегодня главный источник международной безопасности в мире. Страна, которая ни на кого не собирается нападать, проводит свои военные испытания исключительно на национальной территории и т. д. На эту тему написаны (в том числе и автором данной статьи), тонны публикаций с бесчисленным количеством аргументов «за» и «против», точек зрения оппонентов.

Поэтому хотелось обратить внимание читателей на другую, на наш взгляд, не менее фундаментальную задачу – сохранения самой Организации Объединённых наций, созданной в 1945 г. для поддержания целей глобального мира. Ведь, чтобы сегодня ни утверждалось мощной машиной западных СМИ, всем самостоятельно думающим людям в мире, которых немало, очевидно, что происходит на самом деле.

Государства, дирижирующие в ООН, мобилизуя весь аппарат и возможности, а главное авторитет указанной международной организации, пытаются  сформировать режим тотального экономического эмбарго, разрушительного явления, по сути близкому, тому, что называется «геноцид». И это – против государства-члена ООН, реальная вина которого заключается лишь в том, что оно на деле пытается отстоять своё право жить по самостоятельно избранному пути, в соответствии с национальными традициями, для чего вынуждено иметь возможность выживания, гарантированно обеспеченного национальными вооружёнными средствами.

Продолжая данные алармистские рассуждения, позволим себе перейти к следующему выводу. Если описанный сценарий будет осуществлён, а, профессионально зная северокорейцев, уверен – в весьма драматических формах, то останутся ли прежними мир и, прежде всего, сама ООН?

Весьма вероятно — нет.

Вспомним, что уже достаточно длительное время различными авторитетными организациями и экспертами в различных аспектах и форматах ведутся разговоры о необходимости глубокого реформирования самой ООН. Для этого, видимо, имеются достаточные основания. Но! Пока данные дискуссии осуществлялись преимущественно в спокойном философском – академическом ключе.

Допустим, описываемый нами, конечно, пока, как футурологический сценарий – ликвидации КНДР силами ООН через де-факто форму геноцида или чего-то близкого ему, станет реальностью? Какую реакцию стран – членов ООН, не принадлежавших к привилегированному меньшинству и процветающий G20, можно будет ожидать? Скорее всего – весьма эмоциональную, не одномоментную, с далеко идущими последствиями.

Вполне вероятно, что немедленно большинство государств – членов Генеральной Ассамблеи ООН решительно поставят вопрос о коренном переформатировании всей структуры ООН и её руководящих органов с принципиальным пересмотром их властных прерогатив и полномочий.

И тут встаёт последний по списку рассматриваемых, но краеугольный и принципиально главный для нас, россиян вопрос. Что будет с Россией в новой, радикально изменившейся ООН? Как известно, в настоящее время путём мастерского поддерживания баланса интересов между ведущими государствами ООН, искусно-филигранной дипломатии нахождения консенсуса по большинству мировых вопросов даже в условиях в целом негативистских с 2013 г. позиций западного большинства Москве удавалось сохранить в целом благоприятный для себя баланс и статус-кво в руководящих структурах ООН и, прежде всего, кардинальную ценность – удержать за РФ постоянное право вето при голосовании в СБ ООН.

Но в условиях вышеописанных радикально и кардинально изменившегося (на базе, возможно, неуправляемых эмоциональных процессов) состава руководства и структуры ООН легитимность и обоснованность в глазах большинства членов государств Генеральной Ассамблеи ООН на существующие ныне лидирующие позиции и главное, постоянное право вето при голосовании в СБ ООН или новой аналогичной главенствующей структуре ООН, может оказаться под большим вопросом.

Подобную тенденцию возможной метаморфозы ООН на фоне, разворачивающихся широкомасштабных карательных санкций против КНДР, российская дипломатическая, академическая и экспертная мысль не имеет права игнорировать.