17.07.2014
Слушания в Сенате США: Россия и Украина
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Арег Галстян

Эксперт по политике США на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, факторам лоббизма во внешней политике США, по внутриполитическим процессам в США, руководитель научно-аналитического портала American Studies.

10 июля 2014 г. в комитете по международным делам Сената США прошли трехчасовые слушания по украинскому кризису. Кворум составлял 100%, что бывает крайне редко на заседаниях профильных комитетов верхней палаты Конгресса. О важности говорит список экспертов и членов администрации, которые выступили с докладами о будущих шагах Белого дома в отношении Украины и о дальнейшей изоляции России. Так, администрацию представляли помощник госсекретаря по европейским и евразийским делам Виктория Нуланд, помощник главы министра финансов США по противодействию финансированию терроризма Дэниэл Глейзер и первый помощник министра обороны США Дерек Чоллет. В качестве ведущих экспертов выступили бывший советник президента Джимми Картера по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский и экс-советник президента Джорджа Буша-младшего Стивен Хэдли.

Открывая слушания, председатель комитета Роберт Менендес отметил, что Америка и ЕС не могут медлить с санкциями против России: «Я в полной мере осознаю важность согласованной совместной работы с нашими европейскими союзниками, чтобы поддержать независимую Украину и противостоять пагубному вмешательству России. Промедления могут стать угрозой для наших целей и национальных интересов. В долгосрочной перспективе стабильный и безопасный регион будет служить нашим интересам и расширит возможности для американских и европейских компаний». Сенатор-республиканец Марко Рубио, будучи американцем кубинского происхождения, не только призвал к немедленным жестким действиям, но и заявил о недопустимости развития российско-кубинского диалога: «Я не понимаю, чего ждет администрация? Путин поддерживает сепаратистов на Украине, потом приезжает на Кубу и подписывает с ней соглашения, а мы молчим».

Общая позиция республиканцев, подготовивших законопроект «О предотвращении российской агрессии», также заметно ужесточилась. Глава республиканской фракции в комитете и автор вышеназванной резолюции, сенатор Боб Коркер заявил, что Сенату надоело слушать оправдания членов администрации. «Вы думайте, что мы собрались здесь слушать очередные сказки? Ни одно из тех незначительных действий, что были предприняты, не смогло изменить действий Путина. Таким образом, если не реагировать более энергично, последствия могут быть ужасающими как для самой Украины, так и для всех соседних стран, которые сталкиваются с аналогичными угрозами от России», – сказал Коркер, обращаясь с Виктории Нуланд и Дэниэлу Глейзеру.

В целом, важно отметить, что первый раз за последние шесть лет профильный комитет Сенате единодушно подверг политику президента Барака Обамы жесткой критике. Более того, в этот раз демократы были более раздражены, нежели республиканцы. Председатель Менендес жестко заявил, что в Сенат готов самостоятельно, без участия Белого Дома, принять новый пакет санкций против официальной Москвы. В свою очередь, Виктория Нуланд пыталась заверить сенаторов, что проект новых санкций готов и осталось лишь утвердить его с европейскими союзниками. Дэниэл Глейзер, поддержал Нуланд, отметив, что индивидуальные действия бесполезны, пока европейцы ведут «непозволительно мягкую политику» в отношении России.

Бжезинский и Хэдли полностью поддержали сенаторов и в один голос заявили о том, что время играет против Америки. Эксперты отметили, что если раньше Обама мог позволить себе выжидательную политику, то последние события, связанные с кризисом на юго-востоке Украине, сближении России и Китая и турне президента Путина по Латинской Америке, служат для Вашингтона четкими сигналами к незамедлительным действиям. При этом Збигнев Бжезинский, комментируя кризис на юго-востоке Украине, отметил: «Концепция разделенного народа — это отправная точка для шовинистических заявлений о том, что суверенитет России распространяется на всех русских людей, где бы они ни находились. Под ним подразумевается органическое целостное единство всех русских людей, независимо от их места проживания. И эти места проживания могут быть изменены путем воссоединения этнических русских. Вспомните о странах Балтии. Не менее важной является убежденность в том, что Россия не входит в состав западной цивилизации. Она также не является частью Китая. Она не является частью мусульманского мира. Россия считает себя отдельной великой цивилизацией и она хочет это доказать на Украине».

Администрация Белого Дома, которая находилась под жестким прессингом, предложили следующие меры в поддержку Украины и против России:

  • США увеличат военно-техническую и гуманитарную поддержку Украине. Глейзер подчеркнул, что президент Обама перед июньской встречей с президентом Порошенко одобрил дополнительный транш нелетальной помощи в размере 5 млн долларов. Также отметим, что вице-президент Джо Байден объявил о дополнительной помощи пограничным войскам в размере 10 млн долларов. Таким образом, общая сумма нелетальной помощи, оказанной Украине с начала кризиса, составила 35 миллионов долларов. Нуланд отметила, что администрация в ближайшее время подготовит инициативу по оказанию Украине более ощутимой военно-технической помощи.
  • Помимо неотложных нужд, украинским военным требуется поддержка в виде обучения и тренировок. С 1994 г. Украина является членом «Партнерства во имя мира», она имеет богатый опыт проведения двусторонних военных учений с США и многосторонних учений со странами-членами НАТО. Новое украинское правительство четко заявляет о стремлении к более тесному сотрудничеству в военной сфере. Европейское командование вооруженных сил США (USEUCOM) создало комитет с украинскими коллегами, целью которого является поиск областей для более активного взаимодействия наших стран, а также проведение оценивающих и аналитических работ и выявление необходимых элементов обучения.
  • Соединенные Штаты начнут работать с Украиной для реформирования и, в некоторых случаях, восстановления институтов обороны, помогут Киеву тратить бюджетные средства на эту сферу более разумно, распланировать создание нового флота. Чтобы достичь этого, советники Министерства обороны, в том числе и Европейского командования США, помогут Украине в развитии устойчивой программы реформ. Американские офицеры уже побывали в Киеве и встретились с представителями минобороны, работу которого будут координировать американские эксперты, они помогут правительству выстроить стратегию национальной безопасности, способную объединить вооруженные силы, пограничников, Национальную гвардию и другие институты безопасности.
  • Новый пакет экономических санкций против России. Члены администрации отметили, что прогнозы МВФ по росту экономики России в этом году были понижены дважды, а в данный момент близки к нулю. Важно также обозначить, что международные рейтинговые агентства Moody’s и Fitch изменили прогноз суверенного рейтинга РФ со стабильного на негативный, а агентство Standard & Poor’s понизило суверенный рейтинг России в иностранной валюте с BBB до BBB-. Глэйзер заметил, что снижение данных показателей негативно сказались на таких гигантах российской экономики, как «Газпром», «Роснефть» и «Банк ВТБ». Действительно, санкции в определенной степени оказали негативный эффект на российскую экономику. Так, отток капитала из России в первом квартале 2014 г. составил более чем 50 млрд долларов. Между тем, Центральный банк России и МВФ прогнозируют чистый годовой отток в 100 млрд долларов. Более того, увеличение рисков вызвало и повышение зависимости российских компаний от международных рынков долгового капитала, как это случилось с компанией «Лукойл», которая уже заявила о своем намерении сократить расходы.

Сенаторы предложили дополнить инициативу администрации следующими мерами, предусмотренными для включения в законопроект о «Предупреждении российской агрессии»:

  • Использовать любые политические меры для сдерживания России от нарушения основных принципов урегулирования конфликтов и дальнейших действий против Украины или какого-либо другого государства. В том числе обеспечить неуязвимость Европы перед действиями России и убедить наиболее уязвимые от России страны в возможностях НАТО гарантировать их безопасность, согласно Статье 5-й.
  • Четко различать Путина и Россию, тем самым избежать повторного разделения Европы.
  • Рассматривать Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство как способ объединить Европу и США во имя экономического роста и процветания. Расширить соглашение для включения в партнерство таких стран, как Украина и Турция, оставив дверь открытой и для России, только более миролюбивой и демократичной.
  • Развивать совместную трансатлантическую энергетическую стратегию, которая уменьшит зависимость ЕС от России, благодаря поставкам сжиженного газа из Америки, развитию сланцевой нефти и газа в Европе, более разумному использованию существующей системы трубопроводов и строительству новых трубопроводов, неподконтрольных России.

В целом можно сделать следующие выводы: 1) В Конгрессе наблюдается процесс консолидации различных элит против внешней политики Белого Дома. Последние события показали, что в данном аспекте у демократов, республиканцев и членов «чайной фракции» нет существенных противоречий; 2) Администрация более не может вести острожную политику в вопросе санкций против России; 3) Учитывая последние скандалы со шпионами в Европе, США будут вынуждены в краткосрочной перспективе принимать индивидуальные санкции против России. Более того, заявление сенаторов о готовности ввести санкции самостоятельно, администрация должна принять на полном серьезе. Конечно, президент Обама может наложить вето на любую резолюцию, однако Сенат способен заблокировать определенные международные финансовые операции, что поставит Белый Дом в затруднительное положение; 4) Раздражение демократов во время текущих слушаний показывает, что внешняя политика Обамы может негативно отразиться на «ноябрьских промежуточных выборах в Конгресс».