11.06.2014
«Украинское лобби» США: до и после Майдана
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Арег Галстян

Эксперт по политике США на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, факторам лоббизма во внешней политике США, по внутриполитическим процессам в США, руководитель научно-аналитического портала American Studies.

США – единственное в мире государство, где на федеральном уровне приняты законы, разрешающие и регулирующие лоббистскую деятельность. В Америке существуют сотни различных групп влияния, воздействующих как на внутреннюю, так и на внешнюю политику. Наибольший интерес вызывает вовлечение этнических лоббистов в процесс принятия политических решений. Бывший помощник президента Джимми Картера по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский в статье «Опасное исключение», опубликованной в журнале Foreign Policy, отмечает: «На политику Соединенных Штатов оказывают влияния и различные этнические группы. Причем израильские и армянские группы являются наиболее эффективными».

Весьма интересны лоббистские процессы, касающиеся Украины и украинской диаспоры в Америке.  Наиболее распространены два вида ведения лоббистской деятельности: direct lobbying и firm lobbying. Первый вид предполагает, что определенная этническая группа, лоббируя свои интересы, напрямую воздействует на законодательные и исполнительные органы власти. Firm lobbying – лоббирование,  осуществляемое специальными юридическими фирмами и агентами. Украинская диаспора в Америке не имеет собственных влиятельных лоббистских структур, официальный Киев долгое время пользовался услугами ряда авторитетных компаний, специализирующихся на политическом лоббизме. Согласно отчетам Минюста по «Закону о регистрации иностранных агентов (FARA)»,  бывшие президенты Украины Леонид Кучма и Виктор Янукович вложили гораздо больше денег для получения услуг американских политтехнологов и лоббистов, чем прозападная оппозиция и «оранжевые».

Так, по данным американского Центра ответственной политики, экс-президент Украины Виктор Янукович долго пользовался услугами профессиональных лоббистов из рейтинговой компании Podesta Group. Более того, в дополнение к контракту с фирмой Davis Manafort Inc. от 2003 г., консультационные услуги для Партии регионов оказывали лоббисты из фирм Arnall Golden Gregory и Tauzin Consultants за 40 тыс. долл. ежемесячно. По данным отчетов FARA за 2010 г., тогдашний премьер Украины Николай Азаров выделил 3 млн долл. лоббистской фирме Trout Cacheris для проведения международного аудита деятельности правительства его предшественницы Юлии Тимошенко. Отметим, что услугами той же фирмы долгое время пользовались мультимилиардер Ринат Ахметов и действующий президент Петр Порошенко.

Средства на лоббистскую деятельность вышеперечисленные украинские деятели направляли через «Европейский центр современной Украины» (ECFMU), который долгое время пользовался услугами самых дорогих   профессиональных лоббистов Америки – Дэвида Адамса и Вильяма Эббса. В 2011 г. проукраинские лоббисты добились важного результата. Один из помощников лидера Республиканского меньшинства Сената, ранее представляющего интересы Украины, заявил изданию The Daily Beast, что ECFMU и Podesta Group потратили немалые суммы, чтобы заблокировать инициативу сенатора-республиканца Ричарда Дурбина о призыве к «освобождению из тюрьмы бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко».

Более того, за связь  «Европейского центра современной Украины»  с ведущими лоббистскими фирмами Америки отвечал Винс Вебер, ближайший советник республиканца Митта Ромни, кандидата на пост президента США в 2012 году. Вебер также стал посредником для ряда украинских политиков в налаживании связей с лоббистской компанией Mercury/Clark and Weinstock.

С началом кризиса на Украине отдельные компании все еще продолжали получать финансы на лоббирование. Так, несмотря на критику со стороны США и ЕС,  один из ведущих лоббистов Trout Cacheris Эдвард Катлер заявил: «Пока мы не знаем, что происходит на Украине, в этой связи международное сообщество должно воздержаться от односторонних оценок и критики в адрес правительства и президента Виктора Януковича». 

Но в начале марта 2014 г. в связи с усугублением кризиса на Украине, лоббистские компании Podesta Group, Trout Cacheris и Arnall Golden Gregory, входившие в коалицию «Friends of Ukraine», объявили о прекращении всех контактов с Киевом. 14 апреля 2014 г. об аннулировании контракта с «Европейским центром современной Украины» объявила фирма Barbour, Griffith & Rogers, специализировавшаяся на имидже Украины в аспекте соблюдения прав человека. 

Firm lobbying, вероятно, более не актуален для Украины. Во-первых, авторитетные фирмы предпочитают иметь дело с надежными клиентами, способными выполнять взятые на себя долгосрочные обязательства по контракту. Так, после того, как лоббист Катлер заявил о необходимости «разобраться в ситуации» и не торопиться с «критикой Януковича», фирма Trout Cacheris потеряла ряд конгрессменов. Во-вторых, нынешние украинские власти рассматривают США как стратегического союзника. В свою очередь, Вашингтон активизировал политический диалог с Киевом, что автоматически ограничивает возможности ведения лоббистской деятельности. В данном контексте, Америка будет пристально следить за любыми действиями украинского истеблишмента.  

По данным переписи 2006 г., в Соединенных Штатах проживает более 960 тыс. украинцев. Таким образом, по количественному показателю украинская диаспора там уступает лишь общинам в России и Канаде. Но, несмотря на серьезный количественный и финансовый потенциал, американские украинцы не имеют влиятельных национально-культурных и лоббистских институтов. При этом в Америке членами украинской диаспоры считаются не только этнические украинцы, но и евреи, армяне, поляки, татары и греки, которые в разное время иммигрировали из страны по политическим и экономическим мотивам. Если украинская диаспора все же состоится в политическом плане, ее многонациональный аспект может сыграть ключевую роль в получении поддержки со стороны тех же еврейских, армянских и греческих этно-лоббистских групп.

Кризис на Украине впервые продемонстрировал политическую активность общины. Так, буквально за три дня американские украинцы направили письма более ста конгрессменам с требованиями ввести санкции против Януковича и членов правительства России. Что заставило «спящую» диаспору столь быстро очнуться и провести четко слаженные политические акции? Первое – поддержка Белого дома, Конгресса и органов местного самоуправления. Второе – активное содействие со стороны польской диаспоры. Американские поляки, в отличие от украинцев, сумели сформировать серьезные лоббистские организации. Так, именно Американо-Польский Конгресс стал первой организацией, официально поддержавшей требование украинской общины о введении санкций против отдельных украинских и российских политиков. Более того, главными патронами украинской диаспоры в Конгрессе выступили давние польские лоббисты – сенаторы Марк Кирк и Линдси Грэм. 

Во время выступления перед Сенатом, который готовился к голосованию по резолюции №499 в «Поддержку независимости Украины», вице-президент Джо Байден заявил, что поддержка Америки исходит также из морального долга перед многочисленной украинской диаспорой, «которая надеется увидеть демократическую и процветающую Украину». С учетом происходящих событий Соединенные Штаты объективно заинтересованы в институционализации и усилении украинской диаспоры. США имеют бесценный опыт в использовании фактора национальных диаспор в рамках проведения своей внешней политики. Так, организованная украинская диаспора станет не только неким соединяющим мостом между странами, но и эффективным фактором влияния на внутриполитические процессы в самой Украине.