23.02.2014
Внешнеполитическое наследие Януковича может быть полностью пересмотрено
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Дмитрий Ефременко

Доктор политических наук, заместитель директора Института научной информации по общественным наукам РАН.

AUTHOR IDs

SPIN РИНЦ: 4587-9262
ORCID: 0000-0001-6988-472X
Researcher ID: Q-1907-2016
Scopus AuthorID: 55372669100

Контакты

Тел.: +7 (499) 124-3201
E-mail: [email protected]
Адрес: Россия, 117997, Москва, Нахимовский пр-т, 51/21

Победа революции Евромайдана не гарантирует Украине ни светлого, ни даже просто будущего. Вопрос о единстве страны решается уже не в Киеве. В ближайшее время станет ясно, способен ли украинский Юго-Восток обрести собственную субъектность. Если это случится, то единственный шанс предотвратить быстрый распад украинского государства – федерализация. Если, как и во время «оранжевой революции», Юго-Восток останется пассивным, его жителям и в особенности экономическим и политическим элитам придется столкнуться с мощнейшим прессингом победителей. В сочетании с почти неизбежным экономическим коллапсом это приведет в скором времени к нарастанию напряженности и новым потрясениям.

Разумеется, быстрый уход с политической сцены Януковича и удержание хотя бы временного контроля новой власти в Киеве над всей территорией страны, позволят в ближайшие недели и месяцы избежать полного хаоса в одной из крупнейших европейских стран. Впрочем, борьба в стане победителей уже идет; реальной силой пока располагают полевые командиры вроде Парубия или Яроша. Можно ожидать, что под их давлением крайне неустойчивая новая власть начнет предпринимать резкие шаги, в том числе и в области внешней политики. Причем речь может идти о полном пересмотре всего внешнеполитического наследия Януковича, включая Харьковские соглашения и внеблоковый статус Украины.   

Ситуация крайне опасна для всей Европы своей непредсказуемостью. Можно ожидать, что даже незначительные инциденты начнут перерастать в конфликты, затрагивающие интересы США, Евросоюза и России. Эскалация возможна даже в условиях, когда ее никто или почти никто не хочет (увы, здесь может оказаться уместной аналогия с событиями столетней давности).

В этих условиях крайне необходимо создать механизм многостороннего взаимодействия с участием России, Евросоюза, США, киевской власти и альтернативных центров политического влияния на Украине, если они сформируются. Для начала необходимо предотвратить полную дестабилизацию страны и нанесение непоправимого ущерба экономическим интересам и интересам безопасности всех участвующих сторон. Затем, если эта задача будет решена, можно думать и о более масштабных задачах, в т. ч. о выстраивании новой модели коллективной безопасности и интеграции на пространстве от Лиссабона до Владивостока.

Наконец, нынешняя революция на Украине будет иметь очень серьезные последствия для внутриполитической ситуации в России. По всей видимости, они окажутся даже более серьезными, чем реакция Москвы на Оранжевую революцию.