№ 4 Июль/Август 2008
  • С Западом или без?

    (3)

    Возможен ли мир, в котором Соединенным Штатам и Европе не будет больше принадлежать лидирующая роль? Дискуссии на эту тему неожиданно стали популярны. А ведь после победы «свободного мира» в холодной войне, когда казалось, что история расставила все по своим местам, прошло совсем немного времени.

  • Эпоха бесполярного мира

    (6)

    «Момент однополярности» в политике США закончился. Международные отношения в XXI веке определит ситуация бесполярности. Сила скорее окажется размытой, чем сконцентрированной, а значение национальных государств будет снижаться по мере укрепления негосударственных акторов. Но это ничем не угрожает Соединенным Штатам. В условиях переходного периода Вашингтон по-прежнему способен удерживать в своих руках курс на более безопасный мир.

  • Запад в роли ответчика

    (7)

    Запад не испытывает энтузиазма в связи с успехами азиатского континента. Непосредственная цель Запада на ближайший период состоит в том, чтобы сохранить привилегированную позицию в международных институтах. Но это может подорвать его долгосрочные интересы – создание более справедливого и стабильного мирового порядка. Вместо главной силы по решению мировых проблем он превращается в свою же помеху.

  • Образ России как зеркало Запада

    (4)

    Не пожалеет ли Запад в один прекрасный день о том, что позволил России взять на себя роль поборника международного права – ту самую роль, которая ранее принадлежала западному миру, но, по-видимому, больше ему не нужна?

  • Пора готовить стратегическую сделку с Россией

    (9)

    В отношениях между Россией и НАТО существуют взаимное раздражение и недовольство, но нелепо думать о сползании сторон к новой холодной войне. Чтобы изменить европейскую атмосферу, целесообразно предложить Москве дискуссию о возможности ее членства в альянсе.

  • Зачем уходить из ОБСЕ?

    (1)

    Для восстановления баланса и исправления перекосов в деятельности ОБСЕ достаточно активизировать мероприятия по приоритетным для России темам, в особенности таким, как противодействие новым вызовам и угрозам европейской безопасности.

  • Поле битвы – ОБСЕ

    Казахстан не претендует на то, чтобы изменить формат ОБСЕ. Астане в соответствии с ее геополитическим весом вполне достаточно извлечь собственную выгоду, Москва же ставит перед собой цель переписать правила игры, что заведомо сложнее. Впрочем, и рычагов воздействия у России несопоставимо больше, чем у Казахстана.

  • Победа без столкновения

    (5)

    Ни Россия, ни даже Соединенные Штаты или структуры Западной Европы не в состоянии конкурировать ныне с финансовой практикой Китая во внешней политике. За китайскими компаниями и банками, выделяющими кредиты, стоит вся мощь государства. Китайская бюрократия плотно опекает национальный бизнес в Центральной Азии.

  • История империй и политика памяти

    (5)

    Еще лет 20 назад с империями все казалось ясно: эта отжившая, устаревшая форма политической организации в ХХ веке уступает место новой – нации-государству. Сегодня роль империй серьезно пересматривается как в положительном, так и в отрицательном аспекте и, что более важно, в плане понимания их места в историческом процессе.

  • Российский народ и национальная идентичность

    (5)

    Нация – это не просто результат этнокультурной унификации и «длительного исторического формирования», а итог целенаправленных усилий политической и интеллектуальной элиты. Российской Федерации необходимо обновить доктринально-идеологическую сферу, обеспечивающую гражданскую солидарность и национальную идентичность.

  • Новый регионализм как возможность

    Европа открыла для себя: чтобы справиться с проблемой культурного и политического многообразия и при этом сохранить элемент социальной солидарности, экономической интеграции требуется политическое измерение.

  • Сила и слабость вертикали власти

    (1)

    Федеральная власть много сделала для того, чтобы укрепить единство и территориальную устойчивость Российской Федерации. Но этот результат достигнут благодаря централизации политического пространства и феномену консолидации вокруг популярного национального лидера. Институциональные и правовые гарантии целостности весьма ненадежны.

  • Демонополизация информации

    (2)

    Тот, кто контролирует разведывательную информацию в рамках военных ведомств, определяет их политику, а иногда и курс всей страны. Чем скорее министр обороны напрямую подчинит Главное разведывательное управление себе, тем лучше будет и для обороны страны, и для ГРУ, и даже для самого Генштаба.

  • Возобновляемая энергия и будущее России

    (7)

    У России нет серьезных экономических стимулов сокращать зависимость от ископаемого топлива. Вследствие этого, а также в силу недофинансирования опытного производства и скудности инвестиций в нетрадиционные источники энергии в данной области хромает конкурентоспособность выработки.

  • Как объединить ОПЕК и ВТО

    (1)

    Правила мировой торговли не распространяются на энергетическую сферу, но потребность в регулировании налицо. Международному сообществу необходимо найти баланс между рыночной стихией в области торговли энергоресурсами и серьезным вмешательством государств и межгосударственных структур. Координация усилий ОПЕК и ВТО способна помочь в таком поиске.

  • Куба: реформы или их имитация?

    (2)

    Рауль Кастро не заинтересован в том, чтобы отстаивать архаичный, во многом бессмысленный социально-экономический порядок на Кубе. Он готов его обновить и модернизировать. Перемены были подготовлены тем, что различные социальные аномалии достигли критической массы.

  • Россия и мир в XXI веке

    (53)

    Глобальная финансово-экономическая архитектура во многом создавалась Западом под себя. И сейчас, когда налицо сдвиг финансово-экономической силы и влияния в сторону новых быстро растущих экономик, таких, как Китай, Индия, Россия, Бразилия, становится очевидной неадекватность прежней системы новым реалиям.

  • Мир без Запада

    (35)

    Выбор Вашингтоном стратегии «живи сам и дай жить другим» приведет к тому, что никогда ранее не случалось: Соединенным Штатам придется поступиться некоторыми демократическими и либеральными идеалами. Центральной политической задачей США станет в этом случае прагматическое управление взаимозависимым миром.

Еще больше материалов - на нашей странице
Все самое оперативное - в нашем twitter
Архив журнала
Выберите год
Выберите выпуск
журнала:
Колонка издателя

Кто правит миром?

В последние годы и особенно месяцы мне, русскому, ежедневно просматривающему мировую, в частности, западную прессу ответ на этот вопрос должен казаться однозначным: разумеется, В. Путин и возглавляемая им Россия.

Колонка редактора

Европе нужна модель управления многообразием

Масштабный теракт в Манчестере - очередное страшное подтверждение того, что "израилизация" Европы, то есть превращение угрозы атак на мирное население городов в рутину, уже случилась.


Индуистский национализм: неудобная правда

Победа на выборах в Индии партии индусских националистов под руководством Нарендры Моди является одним из самых больших поражений – как моральных, так и интеллектуальных, которые потерпел западный либерализм со времён окончания холодной войны.

Мы не одни в сумасшедшем доме

Как американские медиа тоже потеряли здравый смысл

Выход из тени

На форуме «Один пояс — один путь» Китай сделал заявку на мировое лидерство

Погружение и сопряжение

В Пекине в обстановке крайнего воодушевления всех участников открылся международный форум "Один пояс — один путь".

«Угрозы информационной безопасности становятся все более изощренными и масштабными»

В Тверь 23–25 мая по приглашению секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева съедутся высокопоставленные силовики почти из 100 стран. Ключевой темой конференции станет информационная и кибербезопасность.

"Войну с США мы не выиграем, но нанесем серьезный ущерб"

После американской бомбежки Сирии, которые, как многие считают, российская группировка ПВО оказалась не в состоянии предотвратить, у многих экспертов появилось немало вопросов к российскому оружию.

Союзники России и геополитический фронтир в Евразии

Нестабильность на многих участках протяжённой границы России вынуждает Москву к активному обозначению своего военного присутствия в поясе своих границ.

Оборона через лидерство: Турция накануне референдума о конституции

Конституционный референдум в Турции, намеченный на 16 апреля, должен ответить на многие вопросы относительно будущего как действующего президента - Реджепа Эрдогана, так и всей политической системы Турецкой Республики.

Как и почему Россия и США могут сотрудничать в противодействии терроризму

Разногласия между Россией и США в области противодействия вооруженному экстремизму и терроризму носят долгосрочный и объективный характер.

Стратегическая солидарность: Как Центральная Азия реагирует на уговоры Кремля

На протяжении последних двух десятилетий центральноазиатские государства пытаются сохранять определенную дистанцию с региональным гегемоном, которым является Россия.