№ 4 Июль/Август 2008
  • С Западом или без?

    (3)

    Возможен ли мир, в котором Соединенным Штатам и Европе не будет больше принадлежать лидирующая роль? Дискуссии на эту тему неожиданно стали популярны. А ведь после победы «свободного мира» в холодной войне, когда казалось, что история расставила все по своим местам, прошло совсем немного времени.

  • Эпоха бесполярного мира

    (6)

    «Момент однополярности» в политике США закончился. Международные отношения в XXI веке определит ситуация бесполярности. Сила скорее окажется размытой, чем сконцентрированной, а значение национальных государств будет снижаться по мере укрепления негосударственных акторов. Но это ничем не угрожает Соединенным Штатам. В условиях переходного периода Вашингтон по-прежнему способен удерживать в своих руках курс на более безопасный мир.

  • Запад в роли ответчика

    (7)

    Запад не испытывает энтузиазма в связи с успехами азиатского континента. Непосредственная цель Запада на ближайший период состоит в том, чтобы сохранить привилегированную позицию в международных институтах. Но это может подорвать его долгосрочные интересы – создание более справедливого и стабильного мирового порядка. Вместо главной силы по решению мировых проблем он превращается в свою же помеху.

  • Образ России как зеркало Запада

    (4)

    Не пожалеет ли Запад в один прекрасный день о том, что позволил России взять на себя роль поборника международного права – ту самую роль, которая ранее принадлежала западному миру, но, по-видимому, больше ему не нужна?

  • Пора готовить стратегическую сделку с Россией

    (9)

    В отношениях между Россией и НАТО существуют взаимное раздражение и недовольство, но нелепо думать о сползании сторон к новой холодной войне. Чтобы изменить европейскую атмосферу, целесообразно предложить Москве дискуссию о возможности ее членства в альянсе.

  • Зачем уходить из ОБСЕ?

    (1)

    Для восстановления баланса и исправления перекосов в деятельности ОБСЕ достаточно активизировать мероприятия по приоритетным для России темам, в особенности таким, как противодействие новым вызовам и угрозам европейской безопасности.

  • Поле битвы – ОБСЕ

    Казахстан не претендует на то, чтобы изменить формат ОБСЕ. Астане в соответствии с ее геополитическим весом вполне достаточно извлечь собственную выгоду, Москва же ставит перед собой цель переписать правила игры, что заведомо сложнее. Впрочем, и рычагов воздействия у России несопоставимо больше, чем у Казахстана.

  • Победа без столкновения

    (5)

    Ни Россия, ни даже Соединенные Штаты или структуры Западной Европы не в состоянии конкурировать ныне с финансовой практикой Китая во внешней политике. За китайскими компаниями и банками, выделяющими кредиты, стоит вся мощь государства. Китайская бюрократия плотно опекает национальный бизнес в Центральной Азии.

  • История империй и политика памяти

    (5)

    Еще лет 20 назад с империями все казалось ясно: эта отжившая, устаревшая форма политической организации в ХХ веке уступает место новой – нации-государству. Сегодня роль империй серьезно пересматривается как в положительном, так и в отрицательном аспекте и, что более важно, в плане понимания их места в историческом процессе.

  • Российский народ и национальная идентичность

    (5)

    Нация – это не просто результат этнокультурной унификации и «длительного исторического формирования», а итог целенаправленных усилий политической и интеллектуальной элиты. Российской Федерации необходимо обновить доктринально-идеологическую сферу, обеспечивающую гражданскую солидарность и национальную идентичность.

  • Новый регионализм как возможность

    Европа открыла для себя: чтобы справиться с проблемой культурного и политического многообразия и при этом сохранить элемент социальной солидарности, экономической интеграции требуется политическое измерение.

  • Сила и слабость вертикали власти

    (1)

    Федеральная власть много сделала для того, чтобы укрепить единство и территориальную устойчивость Российской Федерации. Но этот результат достигнут благодаря централизации политического пространства и феномену консолидации вокруг популярного национального лидера. Институциональные и правовые гарантии целостности весьма ненадежны.

  • Демонополизация информации

    (2)

    Тот, кто контролирует разведывательную информацию в рамках военных ведомств, определяет их политику, а иногда и курс всей страны. Чем скорее министр обороны напрямую подчинит Главное разведывательное управление себе, тем лучше будет и для обороны страны, и для ГРУ, и даже для самого Генштаба.

  • Возобновляемая энергия и будущее России

    (7)

    У России нет серьезных экономических стимулов сокращать зависимость от ископаемого топлива. Вследствие этого, а также в силу недофинансирования опытного производства и скудности инвестиций в нетрадиционные источники энергии в данной области хромает конкурентоспособность выработки.

  • Как объединить ОПЕК и ВТО

    (1)

    Правила мировой торговли не распространяются на энергетическую сферу, но потребность в регулировании налицо. Международному сообществу необходимо найти баланс между рыночной стихией в области торговли энергоресурсами и серьезным вмешательством государств и межгосударственных структур. Координация усилий ОПЕК и ВТО способна помочь в таком поиске.

  • Куба: реформы или их имитация?

    (2)

    Рауль Кастро не заинтересован в том, чтобы отстаивать архаичный, во многом бессмысленный социально-экономический порядок на Кубе. Он готов его обновить и модернизировать. Перемены были подготовлены тем, что различные социальные аномалии достигли критической массы.

  • Россия и мир в XXI веке

    (53)

    Глобальная финансово-экономическая архитектура во многом создавалась Западом под себя. И сейчас, когда налицо сдвиг финансово-экономической силы и влияния в сторону новых быстро растущих экономик, таких, как Китай, Индия, Россия, Бразилия, становится очевидной неадекватность прежней системы новым реалиям.

  • Мир без Запада

    (35)

    Выбор Вашингтоном стратегии «живи сам и дай жить другим» приведет к тому, что никогда ранее не случалось: Соединенным Штатам придется поступиться некоторыми демократическими и либеральными идеалами. Центральной политической задачей США станет в этом случае прагматическое управление взаимозависимым миром.

Еще больше материалов - на нашей странице
Все самое оперативное - в нашем twitter
Архив журнала
Выберите год
Выберите выпуск
журнала:
Колонка издателя

Будущий миропорядок

На днях выступил на семинаре группы ярких и неортодоксальных ученых из России и Запада. Тема моего выступления: "Что после "либерального мирового порядка?". Думаю, тема интересна и для широкого читателя.

Колонка редактора

Остановить мгновение

В воскресенье, 24 сентября, в Германии пройдут парламентские выборы. Бороться за места в бундестаге будут более трех десятков партий. Однако большая часть из них — всего лишь массовка, на фоне которой развернется схватка традиционных партий-тяжеловесов и прорвавшейся в немецкую политическую премьер-лигу «Альтернативы для Германии».


Трамп или Меркель: кто возглавляет Запад и почему?

Конституционная культура в США и Германии

Итоги выборов в Германии – с Фёдором Лукьяновым

В воскресенье в Германии состоятся очередные парламентские выборы. Это событие привлекает внимание всего мира, ФРГ – безусловный лидер Европейского союза, а федеральный канцлер – наиболее влиятельный политик Старого Света, как некоторые считают, «начальник Европы».

Не на что рассчитывать, нечего бояться

Каждая попытка наладить долгосрочные отношения, которая предпринималась США и Россией после окончания холодной войны, заканчивалась неудачей.

«Себе в ущерб разоружаться никто не будет»

Об отказе России присоединиться к Договору о запрещении ядерного оружия.

"То, что мы видим,— истерика слабых"

После беспрецедентных действий американских властей в отношении российских дипломатических представительств на территории США у Москвы, похоже, выбора не остается — надо как-то отвечать. Как — ключевой вопрос.

Интервенции великих держав и будущее «ответственности по защите»

Может показаться, что прошла уже целая эпоха с тех пор, как Международная независимая комиссия по Косово пришла к выводу, который впоследствии часто цитировался, что интервенция НАТО в Югославии 1999 года была «незаконной, но легитимной».

Российско-американские отношения и будущее Сирии

Сирийский кризис – это сложный клубок противоречий, где сталкиваются интересы как крупнейших региональных держав – Турции, Ирана, Саудовской Аравии, так и великих держав – США и России. Всё это дополняется фундаментальными внутренними изменениями на самом Ближнем Востоке.

Турция и Россия, Эрдоган и Путин

Летом 2016 года многие в западных политических кругах стали задаваться вопросом о том, не пошел ли Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган по стопам своего российского коллеги, и как далеко этот путь может завести его страну.

Как повысить самооценку на мировой арене: международный статус как важная цель в российско-американских отношениях

За последние четверть века США и Россия не раз заявляли, что не имеют враждебных намерений в отношении противоположной стороны. Тем не менее им не удается избежать регулярных обострений напряженности.