Книга известного российского дипломата Вадима Лукова «Группа восьми» вышла в свет в преддверии российского председательства в «Большой восьмерке» – первого в истории этого «клуба мировых лидеров». Монография – первое в России развернутое исследование проблем «семерки/восьмерки» за 30 лет ее существования – опубликована в дни, когда в нашем политико-академическом мире все острее ощущается потребность в осмыслении роли, функций и степени эффективности имеющихся у международного сообщества механизмов регулирования глобализационных процессов, в обобщении почти десятилетнего опыта российского участия в «клубе» и, наконец, в оценке направлений его будущего развития.
Написанная «включенным наблюдателем» – дипломатом, который участвовал в подготовке целого ряда саммитов G8 и являлся российским су-шерпой (заместитель шерпы, то есть личного представителя главы государства/правительства на встречах лидеров стран-членов) по внешнеполитическим вопросам, эта книга представляет собой академический анализ практика.
Автор называет «восьмерку» уникальным институтом современной мировой политики (с. 8). G8 – это форум личностей, а не правительств и национальных дипломатических служб; инструмент доверительного обмена мнениями не только в сфере международных отношений, но и по многим деликатным вопросам внутренней жизни стран-участниц; средство как согласования долгосрочных подходов, так и поиска решений при возникновении очагов напряженности в мировой политике и экономике. В составе «клуба» – четыре из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, почти все (за исключением КНР) – официально признанные ядерные державы. Доля «восьмерки» в общемировом ВВП и международной торговле в 2003 году составляла чуть менее 50 %. Члены «клуба» обладают в совокупности правом решающего голоса в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Европейском банке реконструкции и развития, Парижском клубе стран-кредиторов.
Уникальна и трансформация, выпавшая на долю «клуба» за последние 15 лет. «Семерка», во многом рожденная для координации действий Запада против Советского Союза в годы холодной войны, открыла двери для России – государства, являющегося правопреемником СССР.
Автор приходит к выводу о том, что «основной функцией “клуба” является совместное регулирование ряда ключевых процессов в международной политике, в финансово-экономической сфере, а также в сфере глобальных и транснациональных проблем экологического, социального и гуманитарного характера» (с. 290). При этом стремление стран – членов «восьмерки» коллективно решать данные задачи не означает ни наличия у них претензий на роль «мировой директории», ни существования в самом «клубе» единства взглядов и жесткой дисциплины. Да и материальные ресурсы, способные в обозримом будущем сделать «Группу восьми» органом глобального управления, у нее отсутствуют. Речь идет о регулировании именно отдельных (а отнюдь не всех) процессов в международной и отчасти внутриобщественной жизни, а не об управлении ими.
Если «семерка» занималась «пожаротушением» в сфере мировых финансов и энергетики, то «восьмерка» время от времени подключается к урегулированию и отдельных международно-политических разногласий (с. 291–292). Прошедший после косовского кризиса саммит-1999 в Кёльне привел к примирению между Россией и Западом; встреча в Эвиане в 2003 году – после нападения США на Ирак – способствовала нормализации отношений между «лагерем войны» и «лагерем мира».
В то же время автор отмечает, что не стоит уповать на усиление роли G8 в решении вопросов международной безопасности. Вторжение «Группы восьми» в традиционную сферу компетенции Совета безопасности повредит и ей самой, и ООН. Во-первых, попытки «клуба» диктовать свои условия, скажем, участникам региональных конфликтов спровоцируют закономерные вопросы о его легитимности. С другой стороны, превращение «Большой восьмерки» в дублера СБ ООН способно расшатать авторитет последнего и породить в нем новые трения.
По мнению Лукова, «восьмерка» может быть отнесена к международным группам интересов глобального характера, поскольку, «не претендуя на роль официально признанного института управления [международной] системой, члены “клуба” своими коллективными решениями стремятся воздействовать на широкий круг международных организаций, а также на отдельные правительства» (с. 293).
Автор довольно дипломатично (видимо, в силу своего статуса) указывает на ряд застарелых изъянов, характерных для «Группы восьми». Так, встречам лидеров стран – членов «клуба» все в большей степени свойственна тематическая стагнация. Из года в год обсуждаются одни и те же темы (например, монотонная и явно идущая по кругу дискуссия о помощи Африке). А вот вдумчивый диалог о собственных экономических проблемах не ведется.
Запаздывает реакция на новые вызовы. Проблему глобальной энергобезопасности необходимо было обсудить на уровне мировых лидеров еще три-четыре года назад, не дожидаясь ее перехода в критическую фазу. Давно следовало серьезно рассмотреть выдвинутое на Лионском саммите-1996 российское предложение о создании «восьмеркой» системы мониторинга и прогнозирования землетрясений и цунами.
Притчей во языцех стала низкая исполнительская дисциплина правительств стран-членов, которую те демонстрируют при реализации решений саммитов. Много говорится и о невысокой эффективности «клуба». Эти недостатки Луков объясняет тем, что, занимаясь социальными, корпоративными, экологическими проблемами, G8 вторгается в сферы, в которых действуют другие, не менее мощные акторы: бизнес, неправительственные организации, правительства почти 200 стран со своими интересами. Однако, если «восьмерка» откажется от обсуждения этих тем, она останется на обочине международной дискуссии по глобальным проблемам.
Кроме того, снижается роль «клуба» в мировой экономике. Если 30 лет назад решения «семерки» действительно определяли судьбу международных торговых переговоров (как это было на Боннском саммите в 1978 году), то сейчас компромиссные решения принимаются в ВТО с непременным участием двух десятков мировых торговых держав.
Трудности, с которыми «клуб» сталкивается на финансово-экономическом фронте, обусловлены также тем, что среди его стран-членов уже давно нет консенсуса по ключевым вопросам валютно-финансовой и макроэкономической политики. Углубляться в экзистенциальные вопросы западной экономики на саммитах нынче не принято. Впрочем, участников встреч можно понять: неоконсерваторам и неолибералам друг друга не переспорить, а широкое освещение в СМИ разногласий на высшем уровне только навредит делу.
Нельзя сказать, чтобы G8 не реагировала на эти проблемы. В монографии довольно обстоятельно показано, как «восьмерка» адаптируется и к меняющемуся миру, и к требованиям внутреннего развития самих стран-членов. Так, диалог «восьмерки» с другими ключевыми игроками мировой экономики приобрел постоянный характер. Прорывным в этом плане стал Эвиан, куда впервые были приглашены лидеры Китая, Индии, Бразилии (наряду с руководителями большого числа других развивающихся стран). Инициировав на саммите в Кананаскисе (2002) план нового партнерства для развития Африки, «Группа восьми» причислила беднейшие страны мира, в первую очередь африканские, к своим привилегированным партнерам. Череда корпоративных скандалов в США и Европе подтолкнула к развертыванию диалога с деловым миром по столь щекотливым темам, как качество корпоративного управления, социальная ответственность бизнеса, сотрудничество между государством и частным сектором.
Одно из несомненных достоинств книги Лукова – подробное описание этапов интеграции в «Группу восьми» России. Впервые в научный оборот введены дипломатические материалы, раскрывающие цели и конкретные позиции России в ее отношениях с «семеркой» в 1992–1996 годах и на саммитах G8.
В книге оспаривается точка зрения западных исследователей, для которых принятие в «Группу восьми» нашей страны – это что-то вроде допуска постнаполеоновской Франции в «европейский концерт», средство контроля и перевоспитания бывшего оппонента. Автор делает вывод о постепенном расширении базы долговременных общих интересов западных стран и России. Укрепление экономики нашей страны, несомненно, делает российский полюс «клуба» все более дееспособным. А значит, с нами будут больше считаться при принятии макроэкономических решений.
Для практиков особенно полезными окажутся главы книги, посвященные методам работы «клуба». Интересны политико-дипломатические портреты стран-участниц, высвечивающие специфику их национальных подходов к G8.
Анализируя эволюцию и деятельность «Группы восьми», монография Вадима Лукова фактически открывает новое для российской науки направление исследований. Следует приветствовать инициативу Дипломатической академии МИД России, издавшей эту работу и развернувшей подготовку кадров для обеспечения российского председательства в «клубе». В конце концов, рост мастерства отечественной дипломатии – важнейшее условие выполнения такой общенациональной задачи, как повышение конкурентоспособности России на международной арене.
Игорь Максимов