04.04.2024
НАТО: ревизия возможностей
Колонка редактора
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Фёдор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

AUTHOR IDs

SPIN RSCI: 4139-3941
ORCID: 0000-0003-1364-4094
ResearcherID: N-3527-2016
Scopus AuthorID: 24481505000

Контакты

Тел. +7 (495) 980-7353
[email protected]

Организация Североатлантического договора отмечает 75-летие – учредительные документы подписаны в Вашингтоне 4 апреля 1949 года. НАТО настолько прочно вписалась в международный ландшафт, что даже его решительное изменение на рубеже 1980-х и 1990-х годов прошлого века позиции блока не поколебало.

По идее альянс должен был отправиться на покой, выполнив свою миссию по защите «свободного мира» от коммунистической угрозы. Однако возобладала другая логика – зачем отказываться от инструмента, который так хорошо себя зарекомендовал. Ведь главным достижением считалась даже не сама победа в холодной войне, в чём на Западе не сомневались, а тот факт, что достигли её без прямого военного столкновения, – в результате политики длительного сдерживания и постепенного социально-экономического изматывания противника. Иными словами, НАТО – не военный блок, а очень действенная политическая структура, которую легко переориентировать на другие задачи. Задача же встала нетривиальная – стать опорой нового, западоцентричного мирового порядка.

Отложим в сторону тему расширения НАТО на восток и освоения территорий бывшего противника. О том, какую роль это сыграло в нарастании европейской напряжённости и возникновении нынешнего военно-политического кризиса, сказано много. Интереснее другое. Международная ситуация 2024 г. демонстрирует, как противоречия, связанные с природой НАТО и нежеланием её менять, создают для альянса потенциально всё более сложные проблемы.

Официальный нарратив – альянс никогда не был таким многочисленным (только что вступила 32-я страна – Швеция) и таким единым. Вызов, брошенный Россией, сплотил союзников, которые готовы совместно давать отпор агрессивным империалистам-автократам. На деле настроения многослойные. Основным источником опасности воспринимается сейчас не противник (Россия), а старший союзник (США). Внутриполитическая борьба в Америке, жертвой которой пока стала военная помощь Киеву, и вероятность прихода в Белый дом Дональда Трампа заставляют европейские государства задумываться о немыслимом. Не откажутся ли Соединённые Штаты от НАТО вовсе, меняя приоритеты на другие направления? В конце концов, снижение интереса Вашингтона к Старому Свету – не аномалия трампизма, а устойчивая тенденция с начала текущего столетия.

Гигантский мир и «райский сад»
Пётр Слёзкин
Почему новая холодная война – это продолжение старой? Какую роль играет Россия в самосознании Запада? Кого впустят в «райский сад» либерализма? Сосредоточится ли Америка на себе или продолжит расширять границы «порядка, основанного на правилах»? Что будет делать Европа, если «старший брат» отвернётся от неё? Об этом Фёдору Лукьянову рассказал Пётр Слёзкин в интервью для передачи «Международное обозрение».
Подробнее

Страшилки на тему выхода США из НАТО при Трампе, скорее всего, связаны с политической борьбой. Даже если взбалмошный экс-президент такое захочет, полномочий у него нет. Трамп вообще зациклен на другом – с его точки зрения, любая большая стратегия должна приносить деньги, желательно самым буквальным образом в виде тарифа за услуги. Отсюда его требования к НАТО и восточноазиатским союзникам раскошеливаться на собственную оборону, снимая бремя с американского бюджета. Более сложные калькуляции, что контроль над союзниками требует вложений, но потом сторицей окупается за счёт возможности диктовать свои правила, Дональду Трампу не близки.

Впрочем, ещё раз подчеркнём: дело не в Трампе. Администрация Байдена, которая считается ориентированной на Европу, не прочь переложить на неё большую долю украинских расходов и даже вроде бы поощряет европейцев к проявлению инициативы, чего прежде не наблюдалось. Происходит переосмысление понятия стратегической автономии, которое горячо обсуждалось в предшествующие годы. Теперь это не своя политическая линия, а самостоятельная активность по проведению единого курса с США.

И здесь стоит вернуться к тому, как НАТО видели в начале 1990-х.

Противоречие между атлантической природой альянса и глобальным характером целей тогда не разрешилось. Блок остался направлен на Европу и окрестности, а попытки приставить его к делу для решения мировых задач сработали не очень.

К тому же в период расцвета глобализации считалось, что основной инструментарий не военный – экономические и социально-медийные средства воздействия намного продуктивнее.

Изменения на мировой арене в сторону милитаризации и предельного обострения крупных конфликтов заставляют провести ревизию возможностей. Соединённые Штаты описывают мировую конфронтацию как противостояние демократий и автократий, среди последних соперником стратегического рода считается Китай. Соответственно, глобализация НАТО, распространение её практической деятельности (даже если не формального мандата) за пределы атлантического бассейна необходимы. Это напрашивалось и тридцать лет назад, но тогда казалось не обязательным, и так справимся.

Теперь же единый мир, выстроенный по принципам либеральной глобализации, закончился. В нём можно было сказать, что западный альянс действует в интересах всеобщей безопасности. Теперь НАТО или его инкарнации в Азии не могут претендовать, что осуществляют там функции, нужные всем. Блок обслуживает геополитические интересы «коллективного Запада». Соответственно, проблемы, которые экспансия НАТО породила в Европе и которые довели уже до возможной необходимости выполнять военные обязательства, вероятно, воспроизведутся в Азии. Европейцы видят в Китае скорее выгодного партнёра, чем угрозу, но в рамках общей линии с США придётся подстраиваться под их приоритеты. Более определённым будущее НАТО это не делает.

Автор: Фёдор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»

Российская газета
Альтернативы нет?
Томас Мини
В то время, когда мир остро нуждается в альтернативном мировом порядке, НАТО, похоже, закрывает дверь для такой возможности. Организация Североатлантического договора может вернуться, но лишь для того, чтобы поднять старое знамя: «Альтернативы нет».
Подробнее