Тема будущих президентских выборов постепенно
подчиняет себе все дискуссии о происходящем в России. Стараниями
наблюдателей заветная дата — март 2008 г. представляется Рубиконом,
противоположный берег которого покрыт густым туманом.
Нагнетание интриги связано со спецификой российской политической
системы. Решения формируются в замкнутом пространстве, закрытом от
посторонних, каковыми являются практически все граждане страны. Чем
меньше достоверной информации поступает наружу, тем шире простор
для фантазий. При этом никто не сомневается, что следующего главу
государства укажет действующий глава, выбрав его из числа ближайших
соратников. А если так, то с какой стати ожидать заметных
перемен?
Но даже и помимо того, что власть останется в руках той же
группы, отсутствие серьезных изменений после 2008 г.
предопределяется объективной логикой. Итак, что же не изменится в
России?
Без перемен
Не изменятся отношения с Западом. Принято считать, что к концу
правления Владимира Путина они опустились чуть ли не до самого
низкого уровня за новое время. На первый взгляд так и есть. Но если
умерить эмоции, окажется, что полтора десятилетия отношения
развиваются по одной схеме. И при Ельцине, и при Путине периоды
потепления и кажущегося сближения сменялись похолоданиями и даже
кризисами, затем кривая вновь шла вверх.
Реальное сотрудничество остается примерно на одинаковом, не
очень высоком уровне. Просто в 1990-е гг. очень много и красиво
говорили об интеграции, хотя на деле прогресс был скромным. Теперь
же принято, напротив, подчеркивать различия и даже идейную
несовместимость, зато подлинная взаимозависимость растет.
Характерно, что на всех этапах оба российских президента неизменно
стремились во все престижные организации западного мира. В прошлом
десятилетии это были Совет Европы и “семерка”, теперь — ВТО и
ОЭСР.
Всегда присутствовало и ощущение подспудной или явной
геополитической конкуренции. Многие действия путинской России
наверняка с удовольствием предприняла бы и Россия ельцинская, будь
у нее теперешние возможности. Кстати, самый рискованный шаг,
призванный продемонстрировать российскую независимость от Запада, —
бросок десантников в Косово — был осуществлен именно при Борисе
Ельцине.
Менялись не подходы, а скорее обстоятельства — экономическая
конъюнктура и общая мировая обстановка. В зависимости от них
стороны вели себя так или иначе, но оставались в одном коридоре. То
же сохранится и после 2008 г. Россия, вернувшая себе роль великой
державы, продолжит конкурировать с западными странами за влияние.
Но потенциал страны не вырастет настолько, чтобы Москва рискнула
пойти на серьезное обострение. К тому же элита не заинтересована в
полномасштабной конфронтации.
Россия в любом случае будет стремиться укрепить позиции на
Ближнем Востоке. Он является ключом к мировой энергостабильности, и
страна, обреченная опираться прежде всего на нефтегазовый рычаг, не
может игнорировать этот регион. Продолжатся попытки расширить
присутствие в Восточной и Южной Азии. Отношения с этой частью света
крайне важны и для общемирового развития, и для перспектив
российского Дальнего Востока. Вряд ли что-то по существу изменится
на переговорах с Европейским союзом. Интересы сторон четко
определились, они отчасти совпадают, но в значительной мере
расходятся, а общей ценностной базы не предвидится.
Наконец, ничего принципиально нового не ожидается и на
постсоветском пространстве. Ускорится его дезинтеграция как единого
объекта, страны будут все больше ориентироваться на разные центры
влияния. Неизбежна острая конкуренция между великими державами, в
которой Россия, конечно, примет участие, но скорее всего уже
наравне с другими. Москва окончательно признает, что бывшего СССР в
качестве единого объекта и единой зоны интересов больше не
существует, тем самым будет подтверждена нынешняя тенденция.
Со сменой руководства в Кремле может измениться не характер
отношений с внешним миром, а их стиль. Тем более что предполагаемое
ухудшение сырьевой конъюнктуры должно подействовать отрезвляюще и
скорректировать завышенную самооценку. Возможно, это поспособствует
повышению качества внешней политики — шаги будут просчитываться
более тщательно. Но пространство для перемен тоже не очень широко.
Ведь новая команда будет продолжением старой, а точнее —
компромиссом между теми силами, что определяют курс и сегодня.
В ожидании настоящих перемен
Значит ли это, что внешняя политика России вообще не изменится в
обозримой перспективе? Едва ли. На срок администрации, которая
придет к власти в 2008 г., придется завершение переходного периода,
начавшегося с распадом СССР. Отличительной чертой этого времени
было отсутствие идеологической базы. (Ранний демократический период
не в счет, ибо в условиях тяжелейшего политико-экономического
кризиса было не до идеологии.) Прошедшие годы — это попытки
сохранить, имитировать и, наконец, восстановить международное
влияние. Сегодня можно говорить об относительном успехе, хотя
фундамент обретенного влияния довольно шаткий.
Принципиальное изменение российского поведения возможно в двух
случаях. Если появятся либо серьезный доктринальный базис (про- или
антизападного толка), либо продуманная стратегия, основанная на
долгосрочной оценке мирового развития и места в нем России. Сегодня
нет ни того ни другого.
Что касается идеологии, то считается, что запрос на нее в
обществе должен появиться. Речь, естественно, не о придуманных
наверху конструкциях, призванных обозначить наличие идеологической
надстройки, а о подлинном стремлении к идейной самоидентификации.
Трудно представить себе возврат к либеральной системе взглядов,
которую пытались внедрить на заре реформ. Соответственно, вряд ли
появятся и “общие ценности”, способные стать основой для настоящего
партнерства с Западом.
Более вероятен противоположный вариант: формирование
консервативной идеологии, построенной на отрицании западных
постулатов. В процессе создания государства-нации, а именно это
пытается делать Россия, традиционализм и обостренное внимание к
национальным особенностям естественны. Правда, многообразие и
достаточно высокая степень открытости современного российского
общества скорее всего в силах ограничить консервативный тренд.
Как бы то ни было, доведенный до абсолюта прагматизм, который
служит основанием нынешней политики России, имеет свои пределы. И
окончание переходного периода потребует формулирования целей более
масштабных, чем получение моментальной выгоды везде, где только
возможно.
Но главное, что будет толкать к выработке стратегии, — это
развитие мировой ситуации. Уже в начале следующего десятилетия
России придется делать очень серьезный выбор. Мир XXI века, контуры
которого быстро формируются сегодня, опасен и мало управляем.
Соперничество будет расти по всем направлениям — от экономической и
военно-политической конкуренции до битвы за умы. По ключевым
показателям (кроме сырьевого достояния) — количество и качество
человеческого капитала, уровень развития инфраструктуры и высоких
технологий — Россия уступает основным партнерам и конкурентам на
международной арене. Ставка очень высока, успех страны будет
предопределен способностью принимать далеко идущие, неконъюнктурные
и, возможно, нестандартные решения. И серьезно готовиться к ним
российскому интеллектуальному классу надо уже сейчас, не обращая
внимания на суету вокруг “проблемы-2008”, которая в
действительности реальной проблемой не является.