03.07.2006
Азербайджан между Америкой и Ираном
№3 2006 Май/Июнь
Ариф Юнусов

Политолог.

Кризисная ситуация вокруг ядерной программы Ирана привлекла внимание к непосредственному соседу этой страны – Азербайджану, с которым Иран связан своим многочисленным азербайджанским меньшинством и длительными непростыми отношениями.

Некогда нынешние Азербайджан и Иран входили в единое государство, и на протяжении столетий Тегеран считал азербайджанские земли своими. Однако, согласно российско-персидскому Туркманчайскому миру 1828 года, Северный Азербайджан, занимавший примерно треть всех азербайджанских территорий, отошел под юрисдикцию Санкт-Петербурга.

История расколотого народа развивалась с тех пор по двум направлениям. Южные азербайджанцы по-прежнему принадлежали к исламской и – шире – восточной цивилизации, северные же стали приобщаться к российской, а через нее – к европейской культуре. Именно на севере страны пробудилось национальное самосознание азербайджанского этноса, возникли политические партии.

После распада Российской империи в 1918-м местная элита объявила о создании Азербайджанской Демократической Республики – первой на мусульманском Востоке. Иран отказался признать независимое государство, а весной 1920 года Россия, теперь уже советская, восстановила здесь свою власть, воспользовавшись таким поводом, как кровавый конфликт между Баку и Ереваном из-за Нагорного Карабаха. Двадцать три месяца независимого существования не прошли для нации бесследно, в ее памяти осталась и та негативная роль, которую Россия, Армения и Иран сыграли в судьбе молодой демократической республики.

В самом начале Великой Отечественной войны СССР ввел войска в Иран и в течение всех военных лет контролировал Южный Азербайджан. Москва всерьез рассчитывала присоединить оккупированную территорию и в декабре 1945-го способствовала созданию там республики под руководством Сеида Джафара Пишевари, в правительство которого вошли немало выходцев из советского Азербайджана. Фактически готовилось объединение под эгидой СССР. Однако после ухода Советской армии власти Ирана разгромили республику. Шанс восстановить целостность народа был упущен.

Еще с конца 1980-х в Северном Азербайджане стали все чаще раздаваться призывы к объединению азербайджанских земель. 31 декабря 1989 года тысячи людей, воодушевленные первой за долгие десятилетия возможностью братания с соплеменниками, пересекли реку Аракс, минуя заграждения на советско-иранской границе. Ныне эта дата официально отмечается как День солидарности азербайджанцев всего мира.

ТЕГЕРАН – БАКУ: ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Распад СССР и появление в 1991-м 8-миллионной суверенной Азербайджанской Республики, по сути, вернули ситуацию в регионе к 1918–1920 годам. Вновь вспыхнул конфликт с Арменией из-за Нагорного Карабаха, резко осложнились отношения с Москвой. С момента обретения Азербайджаном независимости его внешняя политика носила ярко выраженный прозападный, прежде всего проамериканский, характер. (Этот курс, проводившийся правительством Народного фронта Азербайджана во главе с президентом Абульфазом Эльчибеем, сохранился и после прихода к власти в 1993-м Гейдара Алиева.)

Перемены не могли не сказаться и на отношениях с Тегераном. Ведь численность азербайджанцев, компактно проживавших на севере Ирана, по данным переписи 1986 года, достигала 11,5 миллиона человек – более 25 % всего иранского населения. (В 2006-м посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани отмечал, что в настоящее время в Иране проживает более 35 миллионов азербайджанцев). Особенно заметную роль азербайджанцы играли в армии и органах государственной власти.

Иран попытался направить ход событий в выгодное для себя русло, избрав для этого тактику содействия в урегулировании карабахского конфликта. По его предложению лидеры Армении и Азербайджана встретились в мае 1992 года в Тегеране. Однако эта первая и единственная попытка посредничества закончилась для ирано-азербайджанских отношений катастрофой. Официальный Баку получил от Тегерана заверения в том, что Армения не будет предпринимать никаких военных операций, но еще до завершения переговоров армяне штурмом овладели городом Шуша – главным оплотом азербайджанцев в Нагорном Карабахе. Это событие во многом стало поворотным в войне, и моральная ответственность за него полностью ложится на Иран.

В 1994-м Баку под давлением Вашингтона отказался включить Тегеран в число участников международного консорциума по разработке нефтегазовых месторождений на Каспии. Спустя два года из республики были выдворены почти все иранские религиозные, гуманитарные и общественные организации, а вскоре оказались арестованы и осуждены по обвинению в шпионаже в пользу Ирана руководители проиранской Исламской партии Азербайджана. К антииранским акциям подключилась и диаспора: на проводимых с 1997 года всемирных конгрессах азербайджанцев тема положения соотечественников в Иране поднимается постоянно.

Другой камень преткновения в отношениях с Ираном – это проблема статуса Каспийского моря и производства энергоресурсов. В июле 2001-го обе страны едва не оказались на грани войны: иранские истребители и морские корабли регулярно препятствовали разработкам нефтяных месторождений вблизи границы. В августе 2003 года Тегеран обвинил Баку в милитаризации Каспийского моря. Поводом послужило проведение совместных азербайджано-американских военно-морских учений по охране от террористов нефтегазовых морских платформ на Каспии, в которых принимали участие 18 военнослужащих США, два боевых вертолета и два патрульных катера Азербайджана.

В результате президентских выборов-2003 власть в Азербайджане практически была передана от тяжелобольного президента Гейдара Алиева его сыну Ильхаму. Администрация Джорджа Буша-младшего предпочла не замечать откровенных фальсификаций и репрессий, сопровождавших избирательную кампанию, и признала объявленные итоги голосования. Это возмутило даже те силы, которые наиболее рьяно ориентировались на Запад. Оппозиционные СМИ пестрели броскими заголовками: «Нефть в обмен на демократию», «Прощай, Запад!», «Близорукая политика Вашингтона»… А «Ени Мусават», одна из наиболее радикальных прозападных газет, опубликовала статью под названием «Если Америку устраивают такие выборы, тогда да здравствует бен Ладен?».

На фоне лицемерной позиции Запада важным источником информации о происходящем в их собственной стране для населения Азербайджана было иранское радио и четыре телеканала телевидения Ирана, в первую очередь частный «Сэхэр-2». В республике стали быстро расти происламские настроения.

АМЕРИКАНСКИЙ ФАКТОР

После американского вторжения в Афганистан и Ирак в Азербайджане решили, что наступил его час в противостоянии с Ираном, который открыто рассматривался руководством США как одна из главных угроз. В свою очередь и американцы стали больше внимания уделять национальным меньшинствам Ирана, особенно азербайджанцам.

В 2002 году высокопоставленные американские чиновники приняли лидера Движения за национальное возрождение Южного Азербайджана – профессора Тебризского университета Махмудали Чехраганлы, высланного из Ирана. После этой встречи опальный политик сделал официальное заявление в СМИ: «Цель нашей организации – создание в Иране демократического светского государства с федеративным строем, причем Южный Азербайджан получит самый высокий статус автономии». По его словам, сразу после этого в США начались переговоры по объединению всех оппозиционных кругов Ирана. Американцы настаивали на сохранении территориальной целостности Ирана как светского и демократического государства, в рамках которого азербайджанцы могут рассчитывать на создание автономной республики со столицей в Тебризе. 2 июля 2003 года на пресс-конференции в Баку Чехраганлы заявил: борьба за «новую жизнь южных азербайджанцев» началась, и по истечении 18 месяцев Иран превратится в федерацию.

Что касается политики американцев на бакинском направлении, то здесь они особых проблем не ждали. Но нынешняя ситуация уже не позволяет сделать однозначный выбор в чью-либо пользу. Ильхам Алиев, возглавивший страну уже в разгар американской битвы против терроризма, вынужден лавировать между Вашингтоном, Тегераном и Москвой. Кроме того, азербайджанское общество, болезненно воспринявшее реакцию Соединенных Штатов на результаты президентских выборов в республике, стало неоднозначно относиться к размещению там американских баз. Почувствовав это, Алиев заявил весной 2004-го, что Азербайджану не следует торопиться с решением вопроса о вступлении в НАТО.

В Баку зачастили высокопоставленные гости из Пентагона и Госдепартамента. В марте 2004-го по личному приглашению министра обороны США Доналда Рамсфелда в Вашингтоне побывал министр обороны Азербайджана Сафар Абиев. Стороны обсуждали вопрос размещения американских войск в Азербайджане и другие военно-технические проблемы в связи с реконструкцией и модернизацией военных аэродромов.
Информация о возможности нападения Соединенных Штатов на Иран, появившаяся осенью того же года, вызвала бурную дискуссию в Азербайджане. Прозападно настроенные политики связывали с якобы готовящейся акцией надежды на объединение исторических частей страны. Но большинство местных аналитиков отмечали, что осложнение американо-иранских отношений чревато для Азербайджана крайне негативными последствиями. Масла в огонь подлили тегеранские власти, публично не исключавшие вероятность нанесения Ираном превентивного удара по территории Азербайджана, если та станет плацдармом американских войск.

В ноябре 2004 года азербайджанские СМИ сообщили, что недалеко от границы с Ираном, на военно-воздушной базе близ поселка Чуханлы Сальянского района, размещено под видом консультантов более 50 американских военнослужащих. Затем последовали публикации о том, что аэродромы в Нахичевани, близ поселков Чуханлы и Насосный (севернее Баку), а также военный полигон в поселке Гараэйбат полностью модернизированы и соответствуют стандартам НАТО. По меньшей мере семь аэродромов практически готовы для нанесения воздушных ударов по Ирану. Комментаторы обращали внимание и на то, что военная база в поселке Чуханлы имеет выход к Каспийскому морю, тогда как американцы уже приступили к модернизации военно-морских сил Азербайджана. Угроза нападения США на Иран приобретала все более реальные очертания, особенно после того, как о такой возможности заявил накануне своей второй инаугурации президент Джордж Буш.

В этой ситуации поведение Ирана резко изменилось. В ноябре 2004-го – после десятилетних тщетных усилий азербайджанских властей – в Тебризе открылось генеральное консульство республики. В декабре Баку посетили спецпредставитель иранского президента по вопросам Каспия Мехти Сафари, министр здравоохранения Масуд Пезешкани, министр безопасности Али Юниси и министр обороны Али Шамхани. Чтобы не дать Азербайджану повод превратиться в плацдарм для американской интервенции, Иран старался форсировать решение всех спорных проблем.

Венцом «иранского сезона» стал официальный визит в Тегеран президента Ильхама Алиева 24–26 января 2005 года. Стороны подписали девять документов о сотрудничестве в различных социально-экономических сферах. Была принята упрощенная схема пересечения общей границы гражданами обеих стран, предусматривалось скорое открытие авиалинии Баку – Тебриз, Иран выразил намерение предоставить безвозмездный кредит в размере 1 млн долларов на развитие экономики Азербайджана. Но главный итог переговоров состоял в том, что Иран публично заявил о поддержке позиции Баку в карабахском конфликте, осудил агрессию со стороны Армении и выступил в поддержку территориальной целостности и суверенитета Азербайджанской Республики. Не менее важным было согласие тогдашнего президента Ирана Сейеда Мохаммеда Хатами на серьезные уступки в вопросе статуса Каспийского моря.

Взамен Тегеран попросил гарантий непредоставления Соединенным Штатам территории Азербайджана для подготовки и развертывания боевых операций против Ирана и предложил, чтобы Баку выступил в качестве посредника при урегулировании имеющихся разногласий с США. Однако Ильхам Алиев дал уклончивый ответ, хотя и подчеркнул, что его страна – сторонница мирного решения всех региональных конфликтов и не допустит размещения у себя иностранных войск.

РЕШЕННЫЙ ВОПРОС?

Визит Ильхама Алиева в Тегеран и заметное потепление в ирано-азербайджанских отношениях вызвали раздражение США. Начиная с весны 2005-го американцы резко активизировали контакты с оппозицией, в воздухе запахло «цветной» революцией, благо осенью предстояли парламентские выборы. В начале апреля в Баку неожиданно прибыл глава Пентагона Доналд Рамсфелд, который намеревался встретиться с президентом Алиевым. За несколько часов до визита американского гостя Ильхам Алиев внезапно «срочно» улетел в Пакистан. Рамсфелд узнал об этом в бакинском аэропорту и тут же… вылетел в Пакистан. Несмотря на отсутствие официальной информации о встрече, из близких к правительству источников стало известно, что разговор об американском военном присутствии в Азербайджане все же состоялся.

Сразу же после этого в азербайджанских политических кругах заговорили о скором появлении на территории республики баз НАТО. Тем более что, согласно сообщениям из-за рубежа, некоторые высокопоставленные деятели из Вашингтона, в том числе Верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Джеймс Джонс, говорили о размещении на азербайджанской территории полноценной натовской базы как о решенном вопросе.

С середины 2005 года, ввиду приближавшихся выборов, проблема военных баз отошла на второй план. Правда, по некоторым данным, негласные переговоры между Баку и Вашингтоном продолжались. Однако в условиях, когда азербайджанский президент не пользовался безусловной поддержкой ни в обществе в целом, ни даже в собственном окружении, ни – особенно – среди членов бывшей команды его отца, тон американцев постепенно менялся в сторону более резкой критики. Ильхам Алиев, раздраженный нежеланием Соединенных Штатов пригласить его для личной встречи с Джорджем Бушем, старался оттянуть решение вопроса об американском военном присутствии в республике.

События в Узбекистане и жесткое требование президента Ислама Каримова вывести до конца года американские войска из его страны внесли серьезные коррективы в планы Вашингтона. Наиболее очевидным выходом из положения стало бы размещение американских баз в Азербайджане. Но Баку по-прежнему уходил от прямого ответа.

В начале августа 2005-го в США пригласили министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедьярова. Как стало известно в оппозиционных кругах, в ходе этой встречи американская сторона в ультимативной форме все-таки поставила вопрос о размещении своих военных баз. О принятом решении предлагалось уведомить до 20 августа – даты планировавшегося визита в Баку министра обороны Доналда Рамсфелда, который мог состояться лишь в случае получения Вашингтоном положительного ответа.

Вопреки ожиданиям Рамсфелд так и не приехал. 24 августа Алиев на встрече с журналистами заявил, что власти республики не ведут каких-либо переговоров о размещении в стране американских баз. В ответ посол США в Азербайджане Рино Харниш предупредил, что в случае фальсификации парламентских выборов его правительство и Запад в целом займут гораздо более жесткую позицию. В Азербайджане это расценили как открытую угрозу.

Ильхам Алиев отреагировал целым рядом дружественных жестов в сторону России. Принадлежащий президенту телеканал «Лидер» прошелся по «политике неоколониализма США в регионе». В близких к правительственным кругам СМИ появились публикации, ставящие под вопрос перспективы появления в Азербайджане баз США и НАТО. Социологический центр «Ряй» («Мнение») в конце августа провел опрос в 33 населенных пунктах республики и выявил 54 % противников баз США и лишь около 21 % допустивших возможность их размещения. Отвечая на вопрос «Как бы вы отнеслись к участию Азербайджана в конфликте между США и Ираном?», большинство респондентов (58 %) высказались негативно и лишь 11 % – положительно.

В сентябре 2005 года посольство США поумерило тон заявлений, призывающих Азербайджан к демократическим преобразованиям. 20 сентября министр обороны республики Сафар Абиев срочно вылетел в Штутгарт по приглашению заместителя начальника Главного штаба Вооруженных сил США в Европе генерала Чарлза Уолда. Переговоры в Германии касались двух тем – размещения американских войск и строительства в республике некоторых военных объектов. Чтобы избежать обвинений со стороны России и антиамериканских сил в самом Азербайджане, военные базы США определялись как «временно дислоцированные мобильные силы», присутствие которых, правда, будет носить долгосрочный характер и станет фактором усиления военного контроля США над энергетическими ресурсами Каспийского моря.

На официальном уровне власти Азербайджана все это категорически отрицали. Бомба взорвалась неожиданно. 21 сентября Рино Харниш заявил журналистам о строительстве двух РЛС: одной – на границе с Ираном в Астаре, другой – вблизи границы с Россией в горах Большого Кавказа по соседству с городом Хызы. Тем самым, сказал посол, вступает в действие план Пентагона по защите ресурсов Каспийского моря.

Заявление посла шокировало пресс-службу азербайджанского Министерства обороны. Вначале она попросту отказалась от комментариев, а затем ее руководитель счел необходимым признать, «что данными о строительстве двух РЛС при содействии США Министерство обороны не располагает». МИД республики также поспешил выступить с опровержениями.

Разумеется, им никто не поверил. Более того, если от модернизации семи аэродромов страна еще как-то выгадывала, то появление сразу двух РЛС казалось многим нецелесообразным. Ведь с учетом расположенной в Габалинском районе российской РЛС «Дарьял» в Азербайджане окажется сразу три подобных объекта двух иностранных держав, при этом одна американская РЛС будет направлена против России, а другая – против Ирана.

В Соединенных Штатах понимали, что им не удастся достичь своих целей в Азербайджане, пока не будет найдено решение по Нагорному Карабаху. Поэтому в начале 2006 года американская дипломатия резко активизировала шаги на данном направлении, предложив фактически новый план: армяне должны освободить шесть районов (по схеме 5+1), но при условии, что Азербайджан даст согласие на проведение через 10–15 лет референдума по статусу Карабаха.

Данную формулу урегулирования конфликта, основанную, по сути, на принципе «оккупированные земли в обмен на независимость Карабаха», азербайджанская общественность однозначно расценила как намерение аннексировать часть территории страны в угоду стратегическим интересам США. Ильхам Алиев прекрасно понимал, чем ему грозит уступка в карабахском вопросе. В результате встреча президентов Азербайджана и Армении в замке Рамбуйе под Парижем в феврале 2006-го завершилась полным провалом.

Оправившись от шока, Соединенные Штаты вновь вернулись к этому вопросу, пытаясь любыми средствами добиться согласия Алиева на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта на предложенных условиях. Кроме того, от официального Баку требовалось согласие на участие в предполагаемой антииранской коалиции. Американцы откровенно намекали на то, что в случае отказа используют различные рычаги давления, например, поднимут вопрос о положении с правами человека и демократией. Власти Азербайджана попали в очень сложную ситуацию. Отчасти это признал Ильхам Алиев, публично отметив: «Мы должны суметь выдержать давление на нашу страну со всех сторон».

Между тем кризис вокруг Ирана принимал все более острый характер, в связи с чем возрастало значение самого Азербайджана. В конце апреля американская администрация совершенно неожиданно пригласила к себе президента Алиева (визита в Вашингтон он безуспешно добивался с 2003 года), чем не на шутку встревожила власти Ирана. Накануне визита азербайджанского лидера в США к нему прибывает иранский министр обороны Мустафа Мухаммад Наджар. А через несколько дней после возвращения из Америки он встречается в Баку с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. В ходе этих встреч Алиева недвусмысленно предупредили о том, чтó предпримет Иран, если американцы получат возможность использовать азербайджанскую территорию.

Ильхам Алиев оказался между молотом и наковальней. Он сам это признавал и после переговоров с Джорджем Бушем заявил, что Баку остается приверженцем мирного разрешения иранского кризиса. Это же он повторил и во время своих переговоров и встреч с иранцами. При этом многие аналитики в Азербайджане предполагали, что, скорее всего, президент согласился на неофициальное использование территории республики американцами.

МАЙСКИЙ ВЗРЫВ В ЮЖНОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Ситуация в регионе стала еще более запутанной после выступлений в Иранском Азербайджане в мае 2006-го. Они показали, с одной стороны, силу и рост сепаратистских настроений, а с другой – наличие у азербайджанцев действительно серьезных проблем.

Началось все с появления в государственной газете «Иран» оскорбительных для азербайджанцев карикатур. Уже через несколько дней почти весь Северный Иран оказался охвачен массовыми митингами протеста, особенно мощным взрыв возмущения был в Тебризе. Большинство персов, особенно государственных служащих, проживающих  в азербайджаноязычных районах Северного Ирана, предпочли срочно покинуть свои дома, что временно парализовало деятельность многих учреждений.

Власти Ирана быстро осознали опасность и извинились перед азербайджанцами, арестовав и редактора газеты, и автора карикатуры. Одновременно президент Ахмадинежад обвинил в провоцировании беспорядков «иностранные спецслужбы – в первую очередь американские и израильские». Подозрения Ирана вызывала и Турция. Кроме того, в организации выступлений власти Ирана открыто обвинили Махмудали Чехраганлы – ведь именно его имя выкрикивали демонстранты.

Эти меры, однако, не остановили протестующих, выступления в ряде случаев стали принимать характер межэтнического противостояния. В конце мая в руках митингующих появились флаги Азербайджана. Осознав, что ситуация начинает выходить из-под контроля, власти Ирана бросили на подавление демонстраций войска и другие силовые подразделения. К концу мая появились сообщения о почти 50 убитых и более тысячи раненых протестовавших азербайджанцев. Число арестованных доходило до 11 тысяч человек.

Примечательно, что, хотя перед посольством Ирана в Баку один за другим проходили митинги протеста, власти Азербайджана отчаянно пытались делать вид, что события в соседней стране их не касаются и являются исключительно ее внутренним делом. Более того, именно тогда, когда в Баку распространились сообщения о погибших соплеменниках, президент Ильхам Алиев вновь заявил, что «Азербайджан не поддержит военную акцию против Ирана». Одновременно посольство США в Азербайджане официально отвергло обвинения в причастности к событиям. Массовые волнения в Иране остались почти вне поля зрения средств массовой информации многих стран на Западе, а также России.

В начале июня стало ясно, что иранским властям удалось в целом подавить выступления. Пессимистические настроения в азербайджанской среде усилились после почти детективной истории с Махмудали Чехраганлы. 5 июня он вылетел из США, где проживал последние годы, в Турцию, чтобы быть ближе к протестующим собратьям в Иране. Однако 9 июня турецкие власти неожиданно его арестовали, а затем депортировали в Азербайджан, сославшись на угрозу теракта в отношении Чехраганлы со стороны иранских экстремистов. В Баку изгнанника ждал не менее неприятный сюрприз: правоохранительные органы без каких-либо разъяснений посадили его в самолет, направлявшийся в Дубай, откуда тот вылетел в США. Все это вызвало в турецком и особенно в азербайджанском обществе интенсивную дискуссию и критику в адрес местных властей, не пожелавших иметь проблемы с Ираном.

ТРЕВОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

В последнее время резко возросло число иранских граждан, скупающих недвижимость в Баку, что привело весной 2006 года почти к 30-процентному удорожанию квартир и иной недвижимости, а также повышению цен на строительные материалы. В феврале 2006-го посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани раздраженно заметил: «Мы дадим отпор агрессорам, а переезд в Азербайджан 40–50 тысяч наших граждан ничего не изменит». Но в Азербайджане прекрасно понимают, что, по сути, происходит миграция и срочная покупка в Азербайджане недвижимости явно связана с приближающейся войной. Тем более что большинство из «гостей» – не азербайджанцы, а иранцы, в том числе родственники представителей правящих кругов Ирана.

Иранский вопрос раскалывает азербайджанское общество. Так, Центр экономических и политических исследований FAR CENTRE при поддержке американского Национального фонда демократии провел в апреле – мае в 11 городах Азербайджана опрос по теме, связанной с кризисом вокруг иранской ядерной программы. 34 % респондентов выразили поддержку Ирану, и только 20 % – США и Западу в целом. Лишь 9 % опрошенных ожидают, что военная операция против Ирана принесет пользу Азербайджану, и не более чем 7 % надеются на объединение Южного и Северного Азербайджана. Опрос выявил факт резкого снижения популярности Соединенных Штатов: только 11 % респондентов отнесли их к числу наиболее дружественных Азербайджану стран, тогда как в 1999 году этот показатель составлял 30 %.

Активизировавшиеся националистические движения не скрывают удовлетворения по поводу надвигающейся войны. Они надеются на то, что в случае распада Ирана США, как якобы заявила государственный секретарь Кондолиза Райс, поддержат независимость Южного Азербайджана. На заседании «круглого стола», организованного в марте в Баку Народным фронтом Азербайджана и другими прозападными организациями и посвященного ситуации вокруг Тегерана, практически все выступавшие подчеркивали: война против Ирана неизбежна, и азербайджанцы должны быть готовы использовать шанс воссоединения в едином государстве.

Однако большинство населения и экспертов придерживаются иного мнения. Многие опасаются, что, когда начнутся боевые действия, в Азербайджан хлынут сотни тысяч иранских беженцев и тогда цены на недвижимость, продукты питания и товары широкого потребления еще больше возрастут. Это повлечет за собой рост социальной напряженности и повышение уровня преступности. Одновременно, учитывая значительную религиозность населения Ирана, усилится влияние ислама.

В случае войны, уверены ее противники, Азербайджан ждет экологическая катастрофа, поскольку вызванный бомбовыми ударами разлив больших объемов нефти и нефтепродуктов негативно скажется на источниках водоснабжения и биоресурсах Каспия. Использование современного оружия резко ухудшит сейсмическую обстановку, особенно вокруг столицы. Сторонники интеграции Азербайджана в западные структуры боятся, что если Иран выполнит свое обещание и станет бомбардировать жилые кварталы Баку, то это приведет к многочисленным жертвам среди гражданского населения и соответственно росту антиамериканских настроений.

Наконец, затяжной характер войны окажет дальнейшее дестабилизирующее воздействие на ситуацию в регионе, а США едва ли допустят образование единого Азербайджана. Между тем сильнейшее разочарование политикой Вашингтона способно облегчить дальнейшее распространение происламских настроений, на гребне которых к власти в Азербайджане могут прийти радикальные силы.

Но, предвидя все тяжелейшие последствия американского удара по Ирану и особенно использования Соединенными Штатами территории Азербайджана, подавляющее большинство его населения все же с тревогой осознаёт: стране вряд ли удастся избежать участия в американо-иранском кризисе.

Содержание номера
Экономическая свобода и международный мир
Эрик Гартцке
Россия в «Большой восьмерке»: из гостей – в председатели
Вадим Луков
Снизить зависимость от ближневосточной нефти
Ариэль Коэн
Двукратное «ура» дорогостоящей нефти
Леонардо Мауджери
После «Дорожной карты»
Алек Эпштейн
Азербайджан между Америкой и Ираном
Ариф Юнусов
Эволюция успеха
Роберт Блэквилл
Обстановка в Ираке: перспективы развития
Трудовая миграция: факторы и альтернативы
Сергей Иванов
Российский сезон
Фёдор Лукьянов
Глобально интегрированное предприятие
Самьюэл Палмизано
Россия и глобализация
Георгий Вельяминов
Революция компромиссов
Омар Энкарнасьон
Парадокс непостоянства
Тома Гомар
США и Россия: отношения сквозь призму идеологий
Леон Арон
Сохранится ли запрет на ядерные испытания?
Иван Сафранчук
Россия как локомотив мирового развития
Фёдор Шелов-Коведяев