26.04.2009
Дорожная карта антикризисной стратегии
№2 2009 Март/Апрель
Вячеслав Копьев

Заместитель председателя совета директоров АФК «Система».

По одному из сценариев, описывающих послекризисную картину, мировая экономическая система под ударами протекционизма распадется, сохранив только энергетические связи и туризм. Несмотря на фантастичность этого предсказания, обращает на себя внимание выбранные экспертами инварианты существования экономики, неподвласт-ные даже глобальным вызовам. Видимо, нужны какие-то экстремальные обстоятельства, чтобы стали очевидными факторы, обеспечивающие функционирование мировой социально-экономической системы. Во всяком случае, не так часто туризму отдается первенство в борьбе за влияние на геополитику.

Между тем степень свободы и интенсивность перемещения людей давно учитывалась в качестве стержневой характеристики трудового капитала – едва ли не важнейшего ресурса любой экономики. Разработка антикризисной стратегии – это не только разрешение сложившихся глобальных противоречий, но и, самое главное, определение формата дальнейшего развития социально-экономических структур.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ДОВЕРИЕ

Непредвзятый системный анализ показывает, что одна из глубинных причин разразившегося кризиса скрыта в фундаментальной концепции развития национальной экономики по принципу differentiate or die (отличайся от всех или погибни). Пришло время внести поправку: integrate or die (интегрируйся или умри). При этом надо помнить, что интеграционные процессы не только не исключают дифференциацию, но и даже усиливают ее: ценность любого элемента сообщества определяется его своеобразием и отличиями от других, позволяющими повысить суммарную эффективность. А этому, собственно говоря, и служит интеграция.

Однако заявленные принципы встречают огромные трудности при реализации. В роли базовой предпосылки для интеграции выступает глобализация производственных систем, которая, в свою очередь, требует максимальной открытости экономики. Не случайно Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин, выступая на недавнем форуме в Давосе в разгар мирового кризиса, назвал именно этот фактор в качестве меры, направленной на преодоление его последствий в нашей стране: «Мы будем делать нашу экономику и страну открытой».

Высказано множество версий относительно причин кризиса, но если привести их к общему знаменателю, то речь идет об утрате доверия. Только на первый взгляд кажется, что это – сугубо гуманитарное и психологическое понятие, не подлежащее измерению. Еще предстоит глубоко исследовать значение этого, казалось бы, эфемерного чувства для регулирования рыночных отношений, но ведь уже давно одной из признанных характеристик финансового рынка стала волатильность, прикрывающая собой неполноту технического анализа текущего состояния.

Тем не менее уже сейчас можно утверждать, что доверие относится к тому редкому набору характеристик, в равной степени присущих мега-, макро- и микроуровню взаимодействий государств, народов, регионов, групп, бизнес-структур и отдельных личностей. В этом смысле туризм выступает в роли медиатора таких отношений, и в этом качестве он вне конкуренции.

Примечательно, что Фрэнсис Фукуяма, тонко чувствующий скрытые тенденции исторического развития, посвятил свою новую книгу феномену доверия (см.: Ф. Фукуяма. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. Москва: АСТ, 2008). Один из главных выводов, которые делает автор, анализируя мировую историю под углом зрения социально-экономического механизма доверия, состоит в том, что «капитал сегодня в меньшей степени воплощен в земле, предприятиях и оборудовании, но больше – в человеческих знаниях, навыках… и в способности людей составлять друг с другом некую общность». Туризм как раз и создает социокультурные предпосылки для развития именно этой способности.

Если говорить о межгосударственном доверии, то на примере поиска приемлемых условий для подписания нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Россией видно, что акцентирование внимания на вопросах экономического взаимодействия, таких, к примеру, как энергетика, ведет в тупик. Гораздо перспективнее сосредоточиться на иных неурегулированных вопросах – скажем, перемещении граждан через границы. Решение этих проблем вносит вклад в установление режима доверия нисколько не меньше, чем традиционные, но несущие высокую конфликтную нагрузку вопросы.

Легко предположить, что корнем неудач в поисках быстрого выхода из глубокого кризиса является отставание процесса глобализации потребительского рынка от глобализации производства товаров и услуг. А в конечном счете именно потребитель – двигатель экономики. Около 60 % мирового ВВП тратятся на покупку товаров и услуг.
Цинизм экономического национализма проявляется в первую очередь в призывах покупать товары отечественного производителя, притом что возможность национального производителя выпускать товары, удовлетворяющие растущим требованиям покупателя, впрямую зависит от его включенности в международное разделение труда.

РАСТУЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ

Единственная сфера экономики, где национальная дифференциация играет позитивную роль, – это туристические услуги. Больше того, чем интенсивнее идут процессы интернационализации производства, тем более востребованными становятся особенные товары.

Современный туризм – это индустрия, удовлетворяющая социально-коммуникационные потребности человека, которые имеют ясную и четкую тенденцию к возрастанию. Как верно замечено, турист отправляется в путь «за чистотой взгляда, за чувством новизны, осознанности бытия». Поэтому предложение Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ предоставлять налоговый вычет гражданам, купившим туристические путевки по стране, действительно можно отнести к антикризисной мере, обладающей серьезным кумулятивным эффектом.

Согласно исследованиям группы Euromonitor International, привлекательность России как объекта реализации потребностей новизны и коммуникаций для иностранных граждан возрастает: в 2008 году Москва заняла 18-е место в рейтинге самых посещаемых мест, опередив Амстердам, Вену и Прагу. Рейтинги по другим показателям, к сожалению, не столь благоприятны. В недавно опубликованном рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий (TTCI) Всемирного экономического форума Россия заняла 59-е место из 133 стран мира. Российская туристическая индустрия дает немногим более 1 % ВВП и столько же рабочих мест. Необходимы кардинальные изменения в отношении туризма как отрасли экономики, в особенности с позиций продвижения туристических услуг на мировой рынок. Неудивительно, что появилась информация о намерениях создать на отечественном телевидении специализированный канал. Технико-экономическое обоснование показывает высокую степень окупаемости этого проекта.

Туризм заслуживает особого внимания, как отрасль, имеющая значительный и по сегодняшний день мало задействованный экспортный потенциал. Достигнутые к настоящему времени объемы национального экспорта достаточны для обеспечения благоприятного платежного баланса, доходов государственного бюджета и накопления валютных резервов. Однако структура экспорта все еще имеет перекос в сторону топливно-энергетических товаров. Это обусловливает высокую зависимость от мировой конъюнктуры, консервирует доминирование в российской экономике отраслей с низкой долей добавленной стоимости.

Индустрия туризма представляет собой отрасль, спрос на продукцию которой остается стабильно высоким как на внутреннем, так и на внешнем рынках, что открывает объективную возможность (при определенных условиях) войти в число нишевых лидеров на мировом рынке.

Однако для достижения этой цели необходимо незамедлительно осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы регулирования и стимулирования экспорта вообще и в отношении туристической деятельности в частности. Сюда входят такие меры, как переориентация функций экспортных пошлин с фискальных на структурные, а также развитие эффективной системы экспортного кредитования. Несмотря на признание роли, которую внешнеторговое кредитование играет в стимулировании экспорта экономически развитых стран и стран с переходной экономикой, в России система государственной поддержки экспортного кредитования остается неразвитой, а доступ к ней – крайне затрудненным. Для туристических фирм любого масштаба уровень административных издержек при получении экспортных кредитов является фактически запретительным.

Необходимы и меры прямой поддержки туристических компаний, ориентированных на экспорт. В том числе противодействие дискриминационной практике стран-партнеров, политическая поддержка российских экспортеров при заключении контрактов, предоставление информационных услуг о состоянии экспортных рынков. Министерству экономического развития в контакте с дипломатическими представительствами РФ в зарубежных странах целесообразно организовать сбор и предоставление российским туроператорам сведений об экспортных возможностях на конкретных национальных и глобальных рынках. Данная информация имеет принципиальное значение для оперативного реагирования на возможности расширения экспорта, особенно для малого и среднего бизнеса. В случае целевых заказов от российских компаний-экспортеров на подготовку специализированных обзоров данные информационные услуги могут предоставляться безвозмездно.

Туризм как отрасль экономики нуждается в кардинальном пересмотре организационно-экономических основ. В современных условиях производство туристических услуг связано со многими сферами деятельности, такими, в частности, как транспорт, связь, торговля, строительство, коммунальное хозяйство, продовольственный комплекс, социокультурные институты, сервисное обслуживание. Эффективность функционирования в каждой из этих областей напрямую связана с консолидацией хозяйствующих субъектов, которая чаще всего обеспечивается слияниями либо поглощениями.

Консолидация субъектов в туристическом бизнесе имеет ограниченный, сугубо профессиональный характер. Здесь в основе интеграционных процессов должны лежать иные организационные формы, наилучшим образом приспособленные к использованию мер государственной поддержки. Туризм, оказывая стимулирующее воздействие на совокупность промышленных, строительных и сервисных отраслей национальной и региональной экономики, приобретает значение важного фактора не только социального, но и экономического развития. Например, спад оборотов в туристическом секторе из-за кризиса вызвал корректировку планов выпуска самолетов в сторону снижения, что привело к закрытию ряда авиастроительных компаний.

Механизм этого воздействия неизбежно попадает в поле зрения государственной политики. Если учесть, что туристическая деятельность не ограничивается национальными границами, а открытость экономики предоставляет равные возможности и для зарубежного агента, конкурентоспособность отечественного производителя туристических услуг становится объектом экономической политики в широком смысле этого понятия. В частности, было бы правильно проводить оценку рекреационного потенциала регионов страны, позволяющую обоснованно тезаврировать прибыль от туризма. В самом деле, сокровища музеев представляют собой не только материальную ценность – желающие полюбоваться ими создают финансовые потоки.

Тезаврация – не формальный прием искусственной капитализации производителя туристического продукта, а создание дополнительных условий для привлечения банковских кредитов, в том числе долгосрочных. По существу, такие попытки уже делаются в эксклюзивном порядке при обосновании создания особых туристическо-рекреационных зон. Их появление имеет целью прежде всего повысить инвестиционную привлекательность региона, обеспечивающей развитие туристического бизнеса. Так, например, представление Краснодарским краем на выставке MIPIM-2009 двадцати семи инвестиционных проектов в сфере туризма стоимостью более 2,7 млрд евро прямо связано с перспективой создания туристическо-рекреационной зоны.

ТРАСНФЕРТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

На общегосударственном же уровне поддержка туризма может осущест-вляться в рамках кластерной политики. К этому выводу пришли эксперты проекта Europe Aid по разработке мер поддержки государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности российской экономики (2008). Необходимо разработать программу создания территориально-отраслевых кластеров, призванных обеспечить про-    странственный трансайтинг, т. е. оказывающих универсальные услуги в области туристической индустрии. Надо отметить, что идея такой универсальности носится, как говорится, в воздухе. Президент Казахстана, например, говоря о спасительной модели нового, послекризисного устройства мира, вспомнил Ноев ковчег и предложил ввести новую валюту, которую назвал «транзитал».

Глобальной экономике нужен глобальный трансферт не только капитала, труда, технологий, товаров, но и человеческого общения. Трансайтинг выполняет, по сути, такие важные социальные функции, как межкультурная диффузия и формирование толерантности человеческого общежития, вербально-эстетическая конверсия досуга, информационно-познавательный дискурс, оздоровление и восстановление рабочих ресурсов. Потери от неудовлетворительного состояния и, по существу, отсутствия целостной системы, обеспечивающей выполнение этих функций, несопоставимы с затратами на ее создание и функционирование. Впору открывать еще один национальный проект!

Сейчас идет разработка программы кризисного управления и после-кризисного развития. Предлагаются различные рецепты поддержки спроса и создания новых рабочих мест. В этом ряду отраслью, обладающей высоким мультипликативным потенциалом, является туризм. Его огромное преимущество состоит в направленности прежде всего на внутренний спрос. Особенностью России, как крупнейшей по территории страны, практически полностью обеспеченной природными ресурсами, является предпочтительная ориентация развития на использование внутреннего и регионального разделения труда. Туристическая индустрия, получив серьезную государственную поддержку, способна стать локомотивом, который двинет вперед всю экономику. Когда-то в США в этой роли выступили автомобильная промышленность и дорожное строительство, но не забудем, что в то время экономика и все социально-политическое устройство не были столь открытой системой, как сейчас.

Так называемая сырьевая ориентация, на преодоление которой нацеливается экономическая политика России, вызвана в первую очередь превалированием внешнего спроса на металл, нефть, лес, удобрения. Но успех замещения приоритетов в значительной степени зависит от компенсации внешнего спроса на товары и услуги внутренним. Расчет на ускоренное развитие инновационных секторов экономики проблематичен и, во всяком случае, долговременен, в то время как индустрия туризма не только сама по себе намного восприимчивее к импульсам развития, но и в силу отмеченного ранее мультипликативного эффекта способна выступить в роли модератора развития социально ориентированных отраслей народно-хозяйственного комплекса.

Что особенно важно, так это включение в процесс модернизации региональных экономик. Этому способствует и такое свойство производства туристического продукта, как простота используемых средств. По существу, востребованы главным образом информационные технологии, а именно они в последние годы получили усиленное развитие.

Сама по себе констатация существенной роли туризма недостаточна. Требуются принципиальные коррективы в государственную экономическую политику, выводящие эту отрасль в число системообразующих и тем самым заслуживающих особого внимания и поддержки со стороны государства. Первые шаги уже сделаны: получили отдельный статус так называемые особые туристическо-рекреационные зоны. Но предстоит сделать гораздо больше.

В научной литературе аргументируется создание дополнительных условий для реализации партнерства государства и бизнеса в сфере туризма и управления его развитием. В частности, предложено внести туристическую индустрию в общероссийский классификатор видов экономической деятельности и зафиксировать ее как отдельную отрасль национальной экономики; создать реестр государственной и муниципальной собственности, которая может быть использована в качестве объектов туристской деятельности при реализации проектов государственно-частного партнерства; сформировать специализированный уполномоченный федеральный, способный разрабатывать и предлагать новые направления и методы развития отрасли в целях реализации целостной государственной политики в сфере туризма, направленной на повышение качества жизни населения.

Обосновано создание Координационного совета по туризму при Правительстве Российской Федерации. Он может быть наделен следующими управленческими функциями:

  • обеспечение баланса интересов бизнеса и власти, для чего целесообразно разработать федеральные целевые программы и региональные программы социально-экономического развития и обеспечения турист-ской деятельности;
  • организация межведомственного и межотраслевого взаимодействия муниципальных органов власти и хозяйствующих субъектов в сфере развития туризма; управление банком данных совместных проектов; выявление спроса на туристские услуги и продукты в России и за рубежом.

В частно-государственном партнерстве со стороны государства требуется повышенное внимание (в том числе и бюджетное) к развитию инфраструктуры, прежде всего строительству отелей, дорог, транспортных узлов железнодорожного, автомобильного, авиационного, морского и речного сообщения.

Как известно, Россия в соответствии с ее политико-экономическим статусом, а также целенаправленной политикой по расширению своего влияния в мире принимает активное участие в программах содействия международному развитию (СМР). В стране идет многоплановая работа по формированию соответствующей национальной системы. По данным Министерства иностранных дел РФ, на эти цели в ближайшей перспективе будет выделяться ежегодно до 500 млн долларов. Реализация Концепции участия России в содействии международному развитию, утвержденной Президентом РФ 14 июня 2007 года, позволит не только укрепить позитивный имидж страны, но и открывает дополнительные возможности для инвестиций в перспективные отрасли мирового хозяйства и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке. Программы СМР охватывают национальные системы здравоохранения, соцзащиты и образования. Представляется, что российская система СМР могла бы предусматривать меры развития туризма как многофункциональной отрасли национальной экономики. В рамках этих программ российская сторона была бы способна содействовать как национальным производителям туристических услуг, так и совместным организациям со странами, вовлеченными в процессы СМР.

Детализация намеченного в общих чертах маршрута движения к поставленной цели называется дорожной картой. По отношению к туризму эта формула имеет буквальное значение.

Если одной из главных тем Давосского форума-2009 стала экологическая проблематика, то Россия могла бы выступить с инициативой следующий форум посвятить туризму как дорожной карте на пути к единому цивилизационному пространству. Не забудем, что Европейский союз вырос из Европейского экономического сообщества. Точно так же Единое европейское пространство может начаться с Общего туристического рынка.