09.08.2023
Между хочется и колется
Колонка редактора
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Фёдор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

AUTHOR IDs

SPIN RSCI: 4139-3941
ORCID: 0000-0003-1364-4094
ResearcherID: N-3527-2016
Scopus AuthorID: 24481505000

Контакты

Тел. +7 (495) 980-7353
[email protected]

Ещё несколько лет назад бескровный переворот в африканском государстве едва ли стал бы событием, привлекающим мировое внимание. Не то чтобы Африка не была важна, но гораздо более заметные потрясения оставались в региональных рамках. Нынешний переполох вокруг Нигера – отражение международной ситуации, когда все на взводе и ожидают худшего. Нигерский кризис объективно вобрал в себя специфику современного момента, чем и интересен.

Во-первых, продолжается борьба крупных стран за влияние на мировой арене, где значение Африки сейчас растёт. Череда военных переворотов в Западной Африке не вызвала бы такого ажиотажа, если бы за ней не усматривали руку Москвы. И хотя западные разведки не видят причастности России к событиям в Нигере, боязнь российского влияния сильна. Дело, однако, не в прямом участии.

Россия, открыто заявившая себя в качестве антипода Запада, воспринимается как символ политической альтернативы, пусть и абстрактной.

Стоит напомнить, что на протяжении нескольких десятилетий после исчезновения СССР никакой альтернативы в мире не было – следование (хотя бы на словах) набору представлений, присущих западному мировоззрению, и политической линии, одобряемой Западом, считалось единственно верным. Отсюда, кстати, и сама тема противостояния демократии и автократии, прежде она в контексте Африки и многих других частей мира попросту не упоминалась.

Во-вторых, происходит формирование африканской субъектности, хотя иногда и в неожиданных формах. Экономическое сообщество Западной Африки грозит военным вмешательством для возвращения в должность свергнутого президента. За этим привычно усматривается интерес бывших колонизаторов, однако локальные причины могут быть более весомыми. Эпидемия переворотов (Нигер – четвёртая страна за два года) тревожит правящие круги в регионе, им нужно развернуть тенденцию. Это совпадает с желаниями Запада, но не определяется ими.

Субъектность – не результат, а процесс. Стремление находить «африканские решения африканским проблемам» легче заявить, чем реализовать. Трудно отрицать, что опыта такого рода у африканских стран не густо, и политико-дипломатические навыки по разруливанию региональных конфликтов ещё только предстоит накапливать. Так что успехи пока не гарантированы, что продолжит создавать соблазн внешним силам вмешаться.

И здесь третий вопрос – насколько те самые внешние силы к вмешательству сейчас готовы. По меркам периода после холодной войны Нигер – идеальный объект для «справедливой интервенции». Смещена законно (демократически) избранная власть. Наличествует природный ресурс стратегического значения (уран). Есть риск распространения влияния конкурирующей державы (России). Ещё и соседи не прочь поддержать действия по возвращению прежнего статус-кво. Чего медлить?

В принципе, интервенционизм стал одним из определяющих методов после завершения холодной войны, что было связано как раз с устранением альтернативы.

Любопытно, что операции по наведению порядка (восстановлению демократии) были присущи первому этапу западного доминирования. Неудачная попытка такого рода была предпринята во время гражданской войны в Сомали в 1992–1995 годах. Более успешным оказалось водворение обратно во власть свергнутого президента Гаити Аристида в 1994 году. Американский ультиматум вынудил гаитянских военных отступить, что, впрочем, не улучшило положение в стране. В 2010-е гг. наведением порядка далеко от своих границ занималась Франция – сначала в Мали в 2013–2014 гг. (считается результативным), а потом и по всему Сахелю вплоть до 2022-го (большого эффекта не имело).

В остальных случаях интервенций ведущих западных стран – от Югославии до Ливии, от Афганистана до Ирака – речь шла либо о смене режима, либо о «национально-государственном строительстве», то есть полной ревизии существовавшей ранее государственности.

Опыт такого рода действий назвать положительным язык не поворачивается. И масштаб затрат, и достигнутые результаты об этом не свидетельствуют. Отсюда и понятное нежелание США и Франции втягиваться в нечто подобное. Украинская кампания должна была проложить другой путь – решение интересующих западные страны вопросов чужими руками, но при активной материальной поддержке. Здесь пригодилось бы ЭКОВАС, благо его ведущие страны, как Нигерия, демонстрируют решимость. Однако и там понимают, что исход подобного начинания непредсказуем – вместо восстановления конституционного порядка в стране-мятежнике возможно обширное расплёскивание нестабильности по всему региону.

Метод, который будет использован в случае Нигера, станет важным индикатором. Звучащая риторика и ультиматумы вроде бы ведут по привычному силовому пути, но прежней решимости не чувствуется. А если силу против Ниамея всё же применят, итог данного шага покажет состояние дел в мире, действуют ли ещё нравы и нормы эпохи после холодной войны либо им на смену идёт что-то иное.

Российская газета
Россия – Африка: особенные отношения для особенных времён
Фёдор Лукьянов
Вне зависимости от отношения к российско-украинской ситуации многие в Африке смотрят на Россию как на страну, бросившую вызов доминированию Запада. И России есть что предложить, но предлагать надо активно и неординарно. Конкуренцию за Африку, континент с быстрорастущим потребительским рынком и богатыми природными ресурсами, никто не отменял.
Подробнее