10.10.2022
«Надеяться на приход к власти в США ценностно близких нам людей ошибочно»
Интервью
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Борис Межуев

Кандидат философских наук, доцент философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник ИНИОН РАН.

Интервью подготовлено специально для передачи «Международное обозрение» (Россия 24)

До выборов в Конгресс США остаётся совсем немного. Если республиканцы победят на промежуточных выборах, возникнет ситуация условного двоевластия, что для России будет безусловным плюсом. Если Трамп, однако, победит в 2024 г. и при нём же восстановится республиканское правление, России никаких позитивных исходов для себя ждать не стоит. О влиянии идейно-политической борьбы в США на отношения с Россией Фёдор Лукьянов поговорил с Борисом Межуевым для передачи «Международное обозрение».

Американская политическая культура предполагает столкновение, ей свойственен полемический задор. Но сегодня оппонентов называют чуть ли не врагами государства, попирающими демократию. Это произносится всерьёз или всё-таки под влиянием политической культуры?

На мой взгляд, радикализация американской политической жизни началась не сегодня, она идёт по нарастающей. За точку отсчёта можно брать 1970-е гг., когда между республиканцами и демократами не наблюдалось практически никакой разницы, что Форд, что Картер – примерно одно и то же. Эксперты сотрудничали что с той, что с другой администрацией без вопросов. После этого степень радикализации начала увеличиваться, со времён Рейгана она носила внешний характер. Избирательные кампании шли довольно жёстко, а когда у власти оказывалась, администрация, например, Рейгана, она в значительной степени была укомплектована фигурами из истеблишмента, включая его вице-президента Джорджа Буша – старшего.

Сегодня ситуация, конечно, совершенно другая – радикализация идёт по полной, люди с лёгкостью употребляют слово «фашизм». По большому счёту, это ничего не значит, а является всего лишь демонстрацией степени радикальности намерений той или другой стороны. Пока есть надежда на то, что Республиканская партия, победив на промежуточных выборах, заручившись поддержкой Трампа и заняв места в Палате представителей (непонятно, что там будет с Сенатом), перейдёт постепенно на более умеренные позиции.

Начнётся конфликт между победившими республиканцами в Конгрессе и Трампом, который, несомненно, будет требовать начать расследование событий 2020 года. Трамп будет стремиться взять реванш, республиканцы, скорее всего, будут его попытки саботировать. Этот конфликт приведёт к расколу Республиканской партии и трампизма, тем более что по трампистам вроде Стивена Бэннона сейчас наносится удар американской Фемиды – как известно, он арестован, ставка идёт на страх, демонстрируется, что выход за определённые красные линии будет караться подобным образом. Если же всё-таки Республиканская партия проявит солидарность с Трампом после промежуточных выборов, которые, скорее всего, приведут к тому, что в Палате сменится партийное большинство, можно будет утверждать, что этот конфликт в 2023–2024 гг. приобретёт уже совсем другой характер и дело пойдёт к использованию совсем нелинейных средств борьбы.

Вы упомянули ярлык фашизма. Бывает, что в России его тоже вешают на тех, с кем совсем не хочется разговаривать, а хочется только ругаться. Мы прекрасно знаем, что за Трампом стоят разные силы, некоторые из них ультрареакционные, некоторые действительно с расистским душком. Насколько опасной является легитимация этих сил в США?

На мой взгляд, опасность действительно существует. Трамп готов играть со всеми, кто поддерживает его, но я бы не преувеличивал их способность к мобилизации. В 2020 г., когда решался вопрос о том, кто победит, поддерживающие Трампа силы уступили улицу сторонникам движения Black Lives Matter, чернокожим активистам, антифа.

Уступили, потому что нечего было противопоставить?

Не смогли ничего противопоставить, реально они смогли выступить только 6 января, причём мы видим, независимо от степени радикальности всего происходившего, насколько бездарно было организовано это выступление. Оно не привело ни к чему, кроме медиа-скандала – мы помним, чем эта история закончилась для Трампа и его сторонников.

Пресса играет большую роль, причём наиболее влиятельная её часть поддерживает Демократическую партию. Хотя и за республиканцами есть определённые значимые СМИ, например, Fox News, в критический момент даже они попытаются отмежеваться.

И самое главное – силовые структуры, военные. Главной ошибкой Трампа в период его президентства, я считаю, был конфликт с военными. Он поссорился с военными и фактически обеспечил себе проигрыш. Здесь большую роль сыграли характер Трампа, непонимание, что с военными нужно общаться не как с сотрудниками своей фирмы. Трамп не смог найти ни одного лояльного ему министра обороны. Все руководители Пентагона, которых он назначал, его предавали, не говоря уже о председателе Объединённого комитета начальников штабов Марке Милли, который до сих пор занимает своё кресло.

Электоральная поддержка огромная, люди действительно испытывают ненависть к истеблишменту и понимают, что он действует против их интересов, но элитные группы, на мой взгляд, не поддержат радикализацию, тем более если трампизм выйдет в ряды сторонников «белого превосходства». Это будет воспринято как выход за пределы международных конвенций, поэтому ставка Трампа – обретение легитимной власти над Республиканской партией. Но мне представляется, что эта власть останется всё-таки в пределах избирательной кампании. Избирательная кампания пройдёт, и сама Республиканская партия начнёт постепенно отдаляться от Трампа.

Американская драма: акт первый
Влад Иваненко
Начало второй процедуры импичмента против Трампа следует считать не местью, а призывом к борьбе – объединиться против общего врага – со стороны демократического истеблишмента, который может столкнуться с бунтом в собственных рядах. Разрыв между платформами двух партий способен создать возможность для появления третьей партии в центре политического спектра. Тогда политическая система США станет трёхпартийной, но нестабильной.
Подробнее

В России Трампа всегда воспринимали с некоторой долей симпатии, настолько ярким и интересным персонажем он казался. Тем не менее когда смотришь на итоги его президентства для российско-американских отношений, они неутешительны. Если всё-таки Трамп вернётся в Белый дом, чего нам ожидать?

Необходимо разделять две вещи. Если республиканцы победят на промежуточных выборах, возникнет ситуация условного двоевластия, что для России будет безусловным плюсом. Для России хорошо, если американская власть будет ослаблена, возникнет внутренний конфликт. Если Трамп, однако, победит в 2024 г. и при нём же восстановится республиканское правление, России никаких позитивных исходов для себя ждать не стоит.

Независимо от того, нравится Трампу Путин или не нравится, он заложник своей партии. Главный спонсор республиканцев – это всё-таки нефтяные компании. Нефтяные компании менее всего заинтересованы в восстановлении сырьевого потенциала России.

По прошлому опыту мы видим, что Трамп проводил политику, благоприятствующую нефтяному бизнесу – боролся против «Северного потока – 2», всячески пытался блокировать отношения России с Европой. Более того, именно Трамп начал поставки летального вооружения на Украину. Обама не поставлял вооружение на Украину – это начали Трамп и его администрация. В значительной степени это происходило потому, что Трамп хотел отмыться от обвинений в пророссийском курсе, но очевидно, что, если он придёт в Белый дом в 2024 г., подобных обвинений меньше не станет.

Трамп, скорее всего, восстановит отношения с Саудовской Аравией, с монархиями Персидского залива. Эти государства, как я понимаю, негативно настроены в отношении нынешнего Белого дома из-за событий 2020 года. То, как Трамп ушёл в 2020 г., действительно, не напоминало честные выборы, а походило скорее на государственный переворот. Трамп, конечно, с ними помирится, попытается добиться снижения цен на нефть на время.

Для России я не вижу больших преимуществ, не говоря уже о том, что подозрения в том, что Трамп проводит пророссийскую линию и симпатизирует автократиям, о чём постоянно говорит демократическая пресса, приведут к давлению на Трампа со стороны Республиканской партии с требованиями большей жёсткости в отношении России.

Видимо, мы должны быть независимым арбитром, наблюдать и ничего хорошего для себя не ожидать.

Для России будет хорошо, если республиканцы вернутся в Конгресс – в Вашингтоне возникнет конфликтная ситуация, начнутся какие-то расследования деятельности Байдена. Внутренняя нестабильность отвлечёт США от пагубных внешнеполитических планов и резко снизит их стремление самоутверждаться за российский счёт. Я думаю, для России это стало бы главным позитивным исходом. Но надеяться на смену элит, приход к власти ценностно близких нам людей, на мой взгляд, ошибочно.

Ни в той, ни в другой партии нет людей, которые были бы нам близки. И нужно иметь в виду, что лучше всего взаимодействовать с реалистически мыслящим, но идеологически чуждым контрагентом.

Об Англии, Америке и углеводороде. Эфир передачи «Международное обозрение» от 9.09.2022 г.
Фёдор Лукьянов
Антироссийские санкции могут стать антиевропейскими: как возможная установка цен на энергоносители повлияет на мировой рынок? Удастся ли новому премьер-министру Великобритании Лиз Трасс стать второй «железной леди»? Чем примечательна стартовавшая досрочно предвыборная гонка в США? Смотрите эфир передачи «Международное обозрение» с Фёдором Лукьяновым на телеканале «Россия-24».
Подробнее