01.11.2021
Недостающие чипы
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Чэд Баун

Старший научный сотрудник Института мировой экономики Петерсона.

Как защитить цепочки поставок полупроводников

Торговая и технологическая война с Китаем, развязанная Трампом, нарушила глобальную цепочку поставок полупроводников, но национальная безопасность осталась под угрозой. Чтобы исправить ситуацию, американские партнёры должны осознать угрозы, исходящие от Китая. Для успеха нужно объединить усилия и принять более жёсткие экспортные ограничения, но лишь по нескольким технологиям.

Во время пандемии COVID-19 спрос на полупроводниковые чипы, ключевой компонент всей электроники, резко подскочил, поскольку работа и услуги перешли в онлайн и многим пришлось оборудовать или модернизировать офис дома. С учётом масштабных нарушений поставок возникла нехватка полупроводников. В мае время ожидания чипов увеличилось до восемнадцати недель – на четыре недели больше, чем в предыдущий пик. Срыв поставок ударил по различным секторам. Автомобильные заводы приостановили работу, потому что ждут чипов. Производители микроволновок, холодильников и стиральных машин не могут выполнить заказы. Цепочки поставок полупроводников, которые раньше заботили только экспертов технологического сектора, сегодня оказались в центре внимания.

Но поставки полупроводников были под угрозой задолго до пандемии, нынешний дефицит связан с вирусом лишь отчасти. Одной из главных причин стал неожиданный сдвиг в торговой политике США. В 2018 г., руководствуясь интересами национальной безопасности, администрация Трампа начала торговую и технологическую войну с Китаем, которая нарушила всю глобальную цепочку поставок полупроводников. Это способствовало нынешнему дефициту, под ударом оказались американский бизнес и работники. Теперь администрации Байдена придётся вернуться к исходной точке.

За первые пять месяцев администрация Байдена заложила основы для укрепления цепочки поставок полупроводников. Отказавшись от националистической политики, которая привела к нынешним проблемам, Белый дом достиг соглашений с Японией, Южной Кореей и Евросоюзом о сотрудничестве в рамках новой стратегии по полупроводникам. Теперь, когда основная цель установлена, Вашингтону и его партнёрам предстоит самое сложное – проработка деталей. Только тогда они смогут обеспечить свою национальную безопасность и предотвратить новый экономический кризис.

 

Торговля как оружие

 

Проблемы для многомиллиардной американской индустрии полупроводников начались, когда администрация Трампа решила использовать её как пешку в игре против китайского телеком-гиганта Huawei, главного потребителя чипов. Многие годы западные политики опасались, что некачественная продукция Huawei уязвима для хакерских атак и поэтому ставит под угрозу критическую телекоммуникационную инфраструктуру. Ещё большее беспокойство вызывали тесные связи компании с Компартией Китая – потенциально Пекин мог бы использовать оборудование Huawei для сетей 5G в качестве инструмента шпионажа за конкурентами и кражи данных военной разведки и государственных секретов.

В январе 2019 г. Минюст США обвинил Huawei в финансовом мошенничестве, отмывании денег, попытке обмануть американские власти, препятствовании правосудию и нарушении режима санкций. На бумаге дело никак не было связано с национальной безопасностью и сетями 5G. Но сомнений, что именно эти вопросы мотивировали следствие, не возникало. Удивительно, но администрация Трампа предпочла не наказывать Huawei финансовыми санкциями. Вместо этого средством санкций избрали торговлю – администрация ограничила продажи компании из Соединённых Штатов, ввела контроль экспорта, чтобы лишить китайцев доступа к полупроводникам.

Администрация Трампа выбрала очень неуклюжий подход для сложной цепочки поставок. Современное производство полупроводников – фрагментированный процесс, и даже чипы, разработанные американскими компаниями, часто производятся не в Америке. Две крупнейшие технологические компании США Qualcomm и Nvidia разрабатывают самые современные полупроводники, но производство этих чипов они отдают иностранным фирмам, например Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC, крупнейший контрактный производитель чипов). Поскольку американское законодательство нацелено только на прекращение экспорта из Соединённых Штатов, администрация Трампа ничего не могла сделать с чипами, произведёнными за границей, в итоге меры оказались неэффективными.

Контроль экспорта, введённый исключительно Вашингтоном, стимулировал производство чипов неамериканскими компаниями, что позволило Huawei приобретать полупроводники для оборудования 5G у Японии, Южной Кореи, Тайваня и Европы. Политика оказалась абсолютно проигрышной: пострадали американские компании, а снизить угрозу национальной безопасности так и не удалось. Более того, производители чипов перестали инвестировать в США. В итоге американские компании столкнулись с торговыми рестрикциями, которые не применяла ни одна другая страна.

«Момент спутника» для Китая?
Дан Ван
Никакие усилия США уже не удержат Китай от достижения самодостаточности в промышленном производстве. Но можно изменить расчёты частных китайских компаний. Вашингтону стоит хорошо подумать, прежде чем пришпоривать своего главного конкурента: на карту поставлено будущее мирового центра технологических инноваций.
Подробнее

 

Поставки полупроводников были под угрозой задолго до пандемии

 

Тогда администрация Трампа внедрилась ещё глубже в цепочку поставок полупроводников. Всем поставщикам Huawei нужно передовое оборудование для производства чипов, но в основном его делают такие американские компании, как Applied Materials, KLA, и Lam Research. В середине 2020 г. администрация попыталась использовать доминирование американских производителей оборудования как рычаг воздействия на иностранные фирмы, продолжавшие поставки для Huawei. TSMC и Samsung выдвинули ультиматум: прекратить поставки чипов Huawei или лишиться возможности использовать американское оборудование.

Эти меры также имели очень неприятный побочный эффект. Для TSMC, Samsung или любой другой компании, которая собиралась инвестировать сотни миллионов долларов в новое оборудование для производства чипов, разрабатываемое американцами, другие фирмы – например, японская Tokyo Electron и нидерландская ASML – вдруг стали более привлекательными партнёрами.

Кроме того, Китай начал давать ещё больше денег и так хорошо субсидируемым производителям чипов. Чтобы ускорить индустриальное развитие страны, Пекин стремился быстрее сбросить зависимость от западных технологий. Одновременно, опасаясь потерять китайский рынок, американская индустрия полупроводников пытается выбить 50 млрд долларов федеральных субсидий через законопроект, который сейчас находится в Конгрессе. По оценкам экспертов, конфликт с Китаем ставит под угрозу треть доходов отрасли, поэтому для дальнейшей разработки чипов нужны новые источники финансирования.

Ограничив доступ Huawei к полупроводникам, меры контроля экспорта, введённые США в 2019–2020 гг., в конечном итоге могут ударить по продажам оборудования компании для сетей 5G, но говорить об этом с уверенностью пока рано. Однако уже ощутимый побочный ущерб должен заставить политиков искать новые пути, чтобы укрепить цепочки поставок полупроводников.

 

Нехватка в мире

 

К моменту, когда президент Джо Байден перебрался в Белый дом, пандемия COVID-19 обнажила масштабы кризиса полупроводников. Автопроизводители отреагировали на первый удар коронавируса и в начале 2020 г. урезали заказы чипов. Когда они осознали свою ошибку, производители чипов переориентировали мощности, чтобы удовлетворить огромный спрос на продукцию для дистанционной работы. Идеальный шторм стал только сильнее. Морозы в Техасе, засуха на Тайване, землетрясение и пожары в Японии замедлили производство.

Торговая политика Соединённых Штатов также способствовала сокращению поставок. В июле 2018 г. администрация Трампа ввела 25-процентные пошлины на импортируемые чипы в рамках торговой войны. Несмотря на рост глобального рынка полупроводников, из-за пошлин США стали покупать вдвое меньше чипов из Китая, чем до торговой войны, а импорт из других стран не смог заместить недостающие объёмы. Кроме того, опасаясь ужесточения американских мер экспортного контроля, китайские покупатели стали запасаться чипами, а это вызвало уже глобальный дефицит.

Нехватка полупроводников оказалась в центре повестки переговоров в апреле, когда Байден принимал в Белом доме первого иностранного лидера – премьер-министра Японии Ёсихидэ Сугу. Хотя Байден и Суга ничего не могли сделать для немедленного увеличения производства и смягчения дефицита, особенно в автомобильном секторе, они договорились о «сотрудничестве по чувствительным цепочкам поставок, включая полупроводники». Аналогичные приоритеты поставлены на встрече Байдена с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином в мае и с лидерами ЕС в июне.

Контроль экспорта, введённый исключительно Соединёнными Штатами, был обречен на провал. Для эффективного укрепления цепочки поставок полупроводников необходимо участие всех партнёров. В Японии, Южной Корее, на Тайване и в Европе находятся ключевые поставщики оборудования и производители чипов. Чтобы объединить их всех, потребуются серьёзные дипломатические усилия. Отношения Токио и Сеула остаются напряжёнными. Недавно Япония ввела контроль экспорта химикатов, которые необходимы южнокорейским производителям полупроводников. Поскольку Тайвань является мировым лидером по производству чипов, он тоже должен поддержать усилия Вашингтона. Однако координация политики с Тайванем неизбежно вызовет недовольство Пекина, который считает остров частью Китая и стремится его вернуть.

Введение экспортных ограничений для полупроводников продемонстрировало необходимость единой политики, которую должны выработать Вашингтон и его партнёры. Широкие односторонние и экстерриториальные меры – неэффективная долгосрочная стратегия с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Американские партнёры не будут долго с ними мириться, потому что демократически избранные лидеры столкнутся с недовольством населения, если пойдут на уступки Вашингтону, а их компании понесут серьёзные убытки. Европейские фирмы, например, обвинили администрацию Трампа в том, что экспортные ограничения были нацелены не против Китая, а на укрепление позиций американских компаний.

Экстерриториальные меры тоже не будут работать долго, потому что иностранные производители полупроводников заменят американское оборудование продукцией других поставщиков. И тогда Вашингтон потеряет единственный рычаг краткосрочного воздействия на них и достижения конечной цели. Чтобы избежать такого исхода, нужно сотрудничество. Американские партнёры должны осознать угрозы, исходящие от Китая, и ввести единые ограничения для своих компаний. Учитывая сложность многосторонних усилий, попытки контролировать всё в итоге закончатся ничем.

Для успеха нужны более жёсткие экспортные ограничения, но лишь по нескольким технологиям.

Вашингтону и его партнёрам нужно действовать более креативно. Саммиты США – Япония и США – Южная Корея продемонстрировали потенциальную готовность к политике Open RAN.

Предполагается, что политики должны согласовать единые стандарты, обеспечивающие совместимость различного оборудования для 5G. Конечная цель – не позволить Huawei или другому провайдеру оборудования 5G доминировать в глобальной телекоммуникационной инфраструктуре. Подобное соглашение обеспечит конкуренцию и уменьшит влияние крупных продавцов. Это будет более эффективно, чем нынешний подход: достичь многообразия поставщиков лучше, чем направить все ресурсы против одного недобросовестного актора, скажем, Huawei, чтобы ему на смену пришёл другой.

Американцы и их партнёры должны принять тот факт, что объединение усилий будет иметь издержки. Если они согласуют единые экспортные ограничения, например, Китай, скорее всего, перейдёт к более конфронтационной внешней и экономической политике. Тогда производители полупроводников в других странах, как и их американские коллеги, потеряют доступ на китайский рынок.

Следовательно, Вашингтону и его партнёрам нужно готовить индустрию полупроводников к потере прибыли, которая в значительной степени покрывает расходы на НИОКР. Чтобы смягчить удар, нужно совместно финансировать фонд НИОКР для фирм, которые входят в цепочку поставок полупроводников. Консорциумы, объединяющие ресурсы для разработки чипов, позволят компаниям не изобретать велосипед. Кстати, это не новое явление в индустрии чипов, по крайней мере на национальном уровне. Япония использовала подобный механизм в 1970-е гг., Южная Корея, Тайвань и США – чуть позже. Координирование нового многостороннего консорциума позволит союзникам избежать конкуренции друг с другом, а также не допустить чрезмерного субсидирования и гонки уступок.

Учитывая неопределённость темпов и траектории инноваций в индустрии полупроводников, нужно ожидать препятствий на пути. Но если не удастся скоординировать экспортные ограничения, необходимые для противостояния угрозам национальной безопасности, разработать единые стандарты индустрии и не допустить чрезмерного субсидирования, которое приведёт к конфликтам между поставщиками, ситуация станет гораздо хуже.

Foreign Affairs
Инновационные войны
Кристофер Дарби, Сара Сьюэлл
Если Америка не изменит подход к инновациям, пострадают экономика, безопасность и благосостояние граждан. Мы увидим дальнейший упадок американского глобального лидерства и беспрепятственный подъём Китая.
Подробнее