21.10.2022
О работе над ошибками
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Сергей Полетаев

Сооснователь и редактор проекта «Ватфор».

За сентябрьскими провалами на фронте последовали оргвыводы: 21 сентября в России объявлена частичная мобилизация; 8 октября все российские силы на Украине были объединены под началом генерала Суровикина, а 19 октября создано что-то вроде Комитета обороны во главе с премьером Мишустиным и введены элементы военного положения в ряде регионов.

Эффект от этих мер, однако, ещё не проявился, поэтому с начала осени Вооружённые силы Украины (ВСУ) владели инициативой почти по всему фронту, кроме района Артёмовска (Бахмута) в ДНР, где силы ЧВК «Вагнер» продолжали своё неспешное наступление.

Как мы и предполагали, на севере фронта, на стыке Харьковской области и ДНР, противник развил сентябрьский успех и к 1 октября взял стратегически важный город Красный Лиман, перешедший под контроль России ещё в мае. 

И хотя после этого наступление ВСУ здесь застопорилось, а армия России (ВС РФ) даже смогла контратаковать и освободить несколько населённых пунктов, всё равно событие вышло символическим: впервые противнику был сдан не просто крупный город, а российский город, причём буквально на следующий день после принятия четырёх новых регионов в состав нашей страны.

На Херсонском фронте после месяца кровавых неудач ВСУ всё-таки нащупали ключик к российской обороне. Направление главного удара сместилось на северо-восток, где 2–4 октября вдоль идущей по берегу Днепра автодороги был нанесён удар, заставивший ВС РФ отойти на 20–30 км, на линию Дудчаны – Давыдов Брод. Снова сработала та же тактика, что и под Харьковом: пользуясь численным преимуществом и тем, что у России на этом направлении был не сплошной фронт, а очаговая завеса из гарнизонов, ВСУ на лёгких тачанках прорывались в тыл, наводняли территорию и вынуждали ВС РФ отходить.

В случае удачи такая тактика означает очень быстрый прорыв на большую глубину, в случае неудачи – очень большие потери.

С тех пор фронт удалось стабилизировать, однако положение ВС РФ здесь остаётся уязвимым: всё снабжение группировки и областного центра висит на автоперевозках по Каховской плотине, уже не раз подвергавшейся ракетным атакам ВСУ. Взамен разбитых мостов через шлюз здесь наведены временные военные мосты, а также засыпан сам шлюз с целью организации проезда, но проблему снабжения это в полной мере не решает.

На рассвете 8 октября на Крымском мосту произошла громкая диверсия: был подорван грузовик со взрывчаткой, в результате чего обрушились пролёты на одном автомобильном полотне из двух, также загорелся шедший параллельно железнодорожный состав с нефтепродуктами, повредив одну из двух ж/д ниток. По уцелевшим полотнам движение было восстановлено в тот же день, остальное требует серьёзного ремонта.

Инфраструктура, экономика, Китай. Эфир передачи «Международное обозрение» от 14.10.2022 г.
Фёдор Лукьянов
Инфраструктурная война – ждать ли новых диверсий? XX съезд Коммунистической партии – как Китай приспосабливается к новым временам? Готов ли он к противостоянию с США? Энергетический кризис: каковы новые возможности для России? Смотрите эфир передачи «Международное обозрение» с Фёдором Лукьяновым на телеканале «Россия-24».
Подробнее

Этой диверсией, а также своими призывами о превентивном ядерном ударе Володимир Олександрович дал Владимиру Владимировичу отличный пас: в ответ Россия приступила к массированным ударам по электроинфраструктуре Украины. Пожалуй, впервые с начала СВО видна системная работа в этой части: по разным оценкам, за неполные две недели ежедневных ударов деградация электросетей Украины составила от 10 до 30 процентов, по всей стране введён режим жёсткой экономии света, отключается водоснабжение, уличное освещение, электротранспорт. Пока атакуются только ТЭЦ, их электрические подстанции, а также диспетчерские пункты энергосети. Ни ГЭС, ни тем более АЭС атакам не подвергаются.

Для ударов, кроме крылатых ракет «Калибр», широко применяются дроны-камикадзе «Герань-2». Они оснащены простым поршневым двигателем (за что получили прозвище Мопед) и используют спутниковую систему наведения. Из-за массовости применения и отсутствия реактивной струи, на которую наводятся головки зенитных ракет, украинская ПВО против «Гераней» бессильна: чаще удаётся сбить дрон из стрелкового оружия при подлёте к цели, что, в свою очередь, в плотной городской застройке приводит к падению начинённых взрывчаткой аппаратов на гражданские объекты, жилые дома и так далее.

Украина в ответ усилила обстрелы Белгородской области, также делая упор на электрические подстанции. В Белгороде из-за этого случаются перебои со светом, впрочем, не идущие ни в какое сравнение с блэкаутами на Украине. Кроме того, ВСУ стали целенаправленно бить по центрам власти в новых регионах: в последние дни поражены администрации в Донецке и Энергодаре.

Реакция Запада на последние действия Москвы оказалась на удивление вялой. В ответ на принятие в состав России новых регионов, на частичную мобилизацию и удары по энергетике Вашингтон разве что пообещал усилить украинскую ПВО для борьбы с «Калибрами» и «Геранями»: ни ускоренного вступления в НАТО, ни резкого увеличения поставок оружия Украина не получила. Запад намерен и дальше воевать по доверенности – по крайней мере, пока сохраняется наступательный потенциал ВСУ.

 

***

 

Что дальше? Похоже, ВСУ готовят крупное наступление на Херсон с целью взять как сам город, так и всю правобережную часть области. Серьёзность положения открыто признал генерал Суровикин, не исключив принятия «сложных решений». В последние дни Россия проводит спешную эвакуацию правобережья, и, судя по всему, здесь вот-вот начнётся главное сражение осени.

Кроме того, следует ждать наступления ВСУ на севере, на Сватово и Рубежное – Северодонецк. Здесь также собрана крупная украинская группировка; ВС РФ, в свою очередь, активно возводят линии обороны.

Ещё одно направление, находящееся под угрозой, – Энергодар и Запорожская АЭС. Здесь можно ждать как новых попыток десанта через Каховское водохранилище, так и сухопутного удара через Васильевку вдоль южного берега Днепра. Но последнее пока выглядит малореально.

Украине нужно торопиться: время работает против неё. По мере прибытия на фронт мобилизованных из России закончится численный перевес ВСУ, и тактика прорыва лёгкими отрядами перестанет действовать. Кроме того, уже в ноябре сойдёт последняя «зелёнка», выпадет снег, войска станут более уязвимы с воздуха. 

Россия, видимо, продолжит удары по инфраструктуре, одновременно укрепляя фронт. Ближайшая задача – отразить наступление ВСУ, нанося максимальный урон в обороне. Также объявлено о создании в Белоруссии совместной российско-белорусской группировки. Вряд ли стоит ждать, что она пойдёт в наступление с севера, скорее её цель – оттянуть на себя как можно больше украинских сил с фронта для ответного прикрытия границы.

Похоже, Киев хорошо понимает пределы своих возможностей, поэтому в последние дни появилась информация о новых волнах мобилизации на Украине. Придётся ли России отвечать тем же или нам хватит первой осенней волны, станет понятно в ближайшие месяцы.

О великом стоянии
Сергей Полетаев
После освобождения в первых числах июля Северодонецка и Лисичанска боевые действия на Украине почти затихли. Казалось, что Москва идёт на рутинизацию конфликта сознательно. Однако в конце лета и начале осени на украинском фронте произошли события, поставившие под вопрос перспективы такого «великого стояния».
Подробнее