24.06.2004
Балтийская «лаборатория» Большой Европы
№3 2004 Май/Июнь
Игорь Юргенс

Председатель правления Института современного развития.

Весна 2004 года может по праву
претендовать на то, чтобы войти в историю взаимоотношений России и
Европейского союза как период крупных достижений, решительных шагов
навстречу друг другу. Один за другим были подписаны два важнейших
документа, знаменующих новое качество взаимодействия. В конце
апреля – протокол о распространении на новые страны – члены ЕС
действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между
Россией и Европейским союзом. А на майском саммите Россия – ЕС в
Москве – протокол о поддержке вступления России во Всемирную
торговую организацию (ВТО).

Подготовка обоих документов шла
непросто, стороны обменивались жесткими заявлениями, и иногда
казалось, что назревает настоящий кризис. В итоге компромисс был
достигнут. Как выразился комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами,
«начиналась гроза, но теперь погода улучшилась». Накопленный опыт
успешных переговоров дает основания надеяться на то, что впредь
сложные вопросы, которые неизбежно возникнут между Москвой и
Брюсселем, будут решаться на взаимовыгодной основе. Подписанные
документы носят принципиальный характер еще и потому, что в
значительной степени подводят черту под предыдущим периодом
отношений. Прогресс достигнут по ряду проблем, которые не удавалось
разрешить годами; эти проблемы мешали двигаться вперед, расширять и
углублять связи между Россией и Евросоюзом. Ясно, что и в
дальнейшем отношения не будут похожи на идиллию, но это нормально,
когда речь идет о взаимодействии столь крупных международных
субъектов, как Россия и Европейский союз. Полный баланс минусов и
плюсов, связанных с приближением ЕС к границам России, вероятно,
нельзя будет определить сразу. Но стратегические выгоды от
существенного расширения экономических, политических, культурных,
научных связей на континенте очевидны.

АТМОСФЕРА УЛУЧШАЕТСЯ

Важным элементом более широкого процесса
создания общеевропейского экономического и политического
пространства является взаимодействие России со странами Балтии –
Латвией, Литвой и Эстонией. Для этих государств весна 2004-го тоже
историческая: они стали полноправными членами Европейского союза и
НАТО. Договоренность России и ЕС – хорошая новость для Балтии. Если
бы «гроза», то есть фактически торговая война, разразилась,
российско-балтийским отношениям был бы в очередной раз нанесен
тяжелый урон. К счастью, этого не произошло. Конечно, новую модель
сотрудничества еще предстоит отработать. СПС, в отличие от торговых
договоров, подписанных в свое время с Литвой и Латвией (но не с
Эстонией), предполагает введение режимов наибольшего
благоприятствования в торговле, включая свободный доступ на
финансовые рынки, к внутренним водным путям и пр. В то же время
балтийские страны, присоединяясь к Евросоюзу, отгораживаются от
России Шенгенским соглашением по визам, высокой платой за транзит
наземного транспорта, квотами на поставки в эти страны товаров из
России, составляющих значительную долю всего объема российского
экспорта.

Несмотря на трудности в отношениях
России с государствами Балтии (в меньшей степени с Литвой, в
большей степени с Латвией), контакты в таких областях, как
экономика, финансы, безопасность, стали в последние годы
интенсивнее, чем в предшествующее десятилетие. Это – результат
объективных экономических и общественных процессов. Стоит, однако,
отметить особый вклад, который внесли в активизацию связей
Финляндия, Швеция и Дания, председательствуя в Европейском союзе
(соответственно в 1999, 2001 и 2002 годах). Эти страны
способствовали привлечению внимания политиков, мировой
общественности и бизнеса к возможностям северного региона, в том
числе и российского Северо-Запада, укрепляли основы сотрудничества
между ЕС и Россией, пытались сгладить возникавшие противоречия.

На улучшение политической атмосферы
здесь повлиял и тот факт, что после событий 11 сентября 2001-го
Россия и США вступили в войну с международным терроризмом в
качестве ближайших союзников. В России сразу снизился накал
антинатовской риторики, а антирусские националистические силы в
балтийском истеблишменте лишились части союзников в Вашингтоне.
Правда, обострилась конфронтация в связи с проблемой русскоязычного
населения в Балтии, что особенно негативно влияет на
взаимоотношения России и Латвии.

Для того чтобы текущие  трудности не свели на нет долгосрочные
стратегические соображения, России и странам Балтии предстоит
приложить немало усилий по налаживанию двух- и многостороннего
партнерства. Обращение к  истории
отношений между обеими сторонами, увы, не является здесь
подспорьем, но искать взаимоприемлемые решения все равно
придется.

Немало вопросов, важных для перспектив
всего региона, связано с Калининградом. Москва сделала
принципиальный выбор: область будет развиваться не как военный
форпост, а как флагман российской экономики. При этом совершенно
очевидно, что военное значение Калининграда для России сохраняется,
а после расширения НАТО даже возрастает – ведь регион играет особую
роль в российской системе раннего предупреждения. Между тем на
нынешнем уровне отношений между Россией и НАТО сохранение и
повышение эффективности этой системы отвечает не только российским,
но и западным интересам.

Проблема калининградского транзита через
территорию Литвы разрешена пока не до конца. После достижения
относительно успешной договоренности по транзиту пассажиров Россия
настойчиво ставит вопрос об упрощении оформления проездных
документов и уменьшении стоимости транзита грузов. После 1
мая  2004 года оформление проезда
одной фуры в Калининград и обратно стоит 250 дол. США, что
многократно дороже, чем до вступления Литвы в Евросоюз.

Одним из ключевых направлений
региональной интеграции является сотрудничество в сфере транзита
товаров и энергоносителей через территорию Балтии. Общий потенциал
региона возрастает в связи со строительством Россией новых и
реконструкцией старых портов, введением в строй Балтийской
трубопроводной системы (БТС). В недалеком будущем БТС достигнет
запланированной мощности (40 млн тонн нефти в год) с возможным
дальнейшим наращиванием объемов экспортируемой нефти.

По мнению многих российских экспертов, в
первую очередь руководства государственной монополии «Транснефть»,
отечественному нефтяному бизнесу не понадобятся услуги портов стран
Балтии, поскольку его запросы на этом направлении будут полностью
обеспечены трубопроводными и перевалочными мощностями. С этим
согласны далеко не все специалисты в странах Балтии и России. Они
указывают на географическую привлекательность таких портов, как,
например, Вентспилс. А конкуренция более чем 20 портов региона
выгодна как потребителям услуг, так и населению.

Тем не менее острая
дискуссия  вокруг нежелания Москвы
использовать трубопровод на Вентспилс, более чем на треть
принадлежащий компании «Транснефть», имеет глубокие причины. В ней
отражается противоречие между Россией и внешним миром, в частности
Европой, в области энергетики. После событий вокруг ЮКОСа стало
окончательно ясно, что Кремль твердо намерен сохранить
стратегический контроль над природными богатствами страны, в первую
очередь углеводородным сырьем, и использовать их как рычаг во
внешней политике. Такая позиция не соответствует интересам
Евросоюза, который нацелен на создание внутреннего рынка
потребителей энергии, заставляя конкурировать между собой ее
производителей, в том числе и Россию. Из-за различия подходов
буксует энергетический диалог ЕС – Россия, возникают трудности в
аналогичном диалоге с США, со скрипом шли переговоры о вступлении
России в ВТО. Так что вопрос о транзите энергоносителей через
страны Балтии – это лишь элемент более сложной проблемы.

ШКОЛА НЕСТАБИЛЬНОСТИ

По-прежнему острой темой остается
положение русскоязычных общин Латвии и Эстонии. Наследие советского
периода и трудных 1990-х годов так и не преодолено. Сохранение этой
проблемы в повестке дня несет риск постоянной дестабилизации, хотя
и менее глубокой, чем ранее.

Русские в Латвии, Литве и Эстонии
приняли новые правила игры. Их репатриация в Россию практически
прекратилась. Если в начале 1990-х на постоянное жительство в
Россию ежегодно возвращались 70—80 тысяч человек, то в 2000 году
данный показатель составил менее тысячи. То есть можно говорить об
обычной миграции, тем более что в то же время около 400 русских
выехали на жительство в страны Балтии.

Все трудности становления демократии в
балтийских странах наши соотечественники переживают вместе с
коренным населением. Но в отличие от Литвы, сразу принявшей
«нулевой вариант» и предоставившей гражданство всему населению
республики на день провозглашения независимости, ситуация в Эстонии
и Латвии развивалась по более сложному сценарию.

Россию по-прежнему не удовлетворяют
темпы натурализации русского населения Латвии и Эстонии, которые не
только не растут, а, наоборот, падают. После некоторой
либерализации в 1998 году жестких требований законодательства о
гражданстве, достигнутой под давлением России, ОБСЕ и Совета
Европы, гражданами Латвии становились 14—15 тысяч человек в год. Но
в 2001-м натурализовалось всего 8 тысяч из полумиллиона неграждан.
В Эстонии в 2000 и 2001 годах гражданство получили 3,5 тысячи
человек из 220 тысяч, не имеющих гражданства. В обеих странах
сохраняются рестриктивные правила предоставления постоянных видов
на жительство. Не устранены ни различия в социальных правах, ни
запреты на профессии для неграждан.

Новый всплеск обострения отношений с
Ригой пришелся на зиму 2004-го и был связан с проблемой русских
школ. Реформа образования в Латвии предусматривала, что с сентября
этого года учебный процесс будет идти исключительно на латышском
языке. После напряженных дискуссий и выступлений русской общины
Сейм Латвийской Республики принял закон, согласно которому начиная
с 10 класса (в республике 12-летнее школьное обучение) преподавание
60 % предметов должно вестись по-латышски.

Русскоязычная община Латвии
отреагировала на это резко отрицательно. Такая инициатива
государства сплотила разрозненные прежде группы и радикализировала
их настроения. Тон в конфликте задает молодежь, традиционно
склонная к решительным методам протеста. Настроения подогреваются
тем, что в соседней Эстонии аналогичная реформа осуществляется
более гибким способом. Перевод образования на эстонский язык
перенесен на 2007 год, при этом решения о переходе той или иной
школы на новый режим оставлены на усмотрение муниципалитета.

В результате Латвия стоит на пороге
этнического конфликта, что крайне отрицательно влияет на ее
отношения с Россией. Разрядить напряженность мог бы мораторий на
начало реформы: отсрочка позволит провести серьезные переговоры с
крупнейшими организациями школьников и учителей. Такую точку зрения
разделяют в ОБСЕ и Совете Европы. Необходимо отдавать себе отчет в
том, что школьная реформа, проводимая под лозунгами интеграции
этнических меньшинств в общество, воспринимается русскими в Латвии
как составная часть общей дискриминационной политики. Ограничение
на использование родного языка ставится ими в один ряд с проблемой
«безгражданства».

Ответы на эти трудные вопросы придется
искать теперь не только Риге, но и Брюсселю, тем более что подобные
проблемы, хотя и менее острые, возникают и в Эстонии, и в Литве.
Цивилизованные решения проблем русскоязычного населения балтийские
государства обязаны найти ради собственного процветания. Но пока
Рига и Таллин мало делают для того, чтобы неграждане видели в них
силу, способную защищать, а не ущемлять их интересы, то есть начали
бы мыслить в категориях патриотизма. Сохраняется риск возникновения
двухобщинных государств и этнического голосования после
натурализации.

«СЕВЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

Немалый вклад в укрепление стабильности
в регионе, в том числе и в развитие российско-балтийских отношений,
может внести многостороннее сотрудничество. После длительной
«раскачки» конкретные формы обретает программа Европейского союза
«Северное измерение». В сферу ее действия входят одиннадцать стран,
имеющих выход к Балтийскому морю.

По данным Совета министров Северных
стран, который занимается «Северным измерением» на постоянной
основе, программа обладает существенным экономическим и
политическим потенциалом. В той или иной форме интеграционные
процессы в регионе, включающем и российский Северо-Запад, идут
двенадцать лет, с тех пор как в государствах Балтии и в России были
созданы информационные представительства Северного совета. Тогда же
около 40 специалистов занялись созданием так называемых сетевых
систем по связям государственных и общественных организаций.
Северный совет начал финансировать проекты малых и средних
предприятий и обмены между неправительственными организациями.
Общий годовой бюджет составляет около 100 млн евро, из них 20 %
расходовались на российском Северо-Западе и в балтийских
государствах.

План действий «Северного измерения»
предусматривает реализацию в 2004–2006 годах инициатив,
направленных на развитие экономики, социальной сферы и защиту
окружающей среды Балтийского региона.

В экономической сфере приоритет отдается
повышению квалификации специалистов, увеличению финансирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и
созданию современной инфраструктуры. Деятельность Ассоциации
энергетического сотрудничества стран Балтийского моря нацелена на
включение России в энергетические цепочки ЕС и Северных стран,
расширение энергодиалога ЕС — Россия, изучение возможностей
дальнейшей интеграции электрических систем региона.

Особую важность для России приобретают
проекты «Северного измерения», выделенные в так называемое
Партнерство окружающей среды (ПОССИ). ПОССИ получило полную
поддержку Европейского совета на саммите в Гётеборге в июне 2001-го
и с тех пор аккумулировало для собственных проектов более миллиарда
евро. Свой вклад внесли Северный инвестиционный банк, созданный
Советом министров Северных стран, Европейский банк реконструкции и
развития, Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк,
правительства Швеции и Финляндии. В 2003 году решение о
финансировании программ ПОССИ приняла и Россия.

Водоочистные, энергосберегающие и другие
проекты ПОССИ планируются к реализации  или уже осуществляются в Архангельске,
Калининграде, Мурманске, Санкт-Петербурге и Ленинградской области,
Новгороде, Республике Коми. Самые крупные суммы предполагается
потратить на завершение строительства защитной дамбы в
Санкт-Петербурге (более 400 млн евро) и водоочистных сооружений в
этом городе и области (около 200 млн евро).

Объединяя усилия стран региона для
решения конкретных задач, «Северное измерение» способствует
сближению политиков, бизнесменов, общественных деятелей. На узком
участке европейской территории отрабатываются приемы строительства
четырех общих пространств – экономического, гуманитарного,
внутренней и внешней безопасности. Именно они составят в будущем
Большую Европу, частью которой будет и Россия. Значение такой
региональной «лаборатории» трудно переоценить – ведь именно здесь
совместимость культур, исторического прошлого и традиций,
климатических и природных условий, образовательного уровня и
экономического развития создают уникальные шансы для реальной
интеграции. Остается лишь упорно работать на перспективу, сводя к
минимуму риски политических конфликтов, уходящих корнями в
прошлое.

Содержание номера
Евроатлантическая Болгария: с Россией или без?
Афганистан «освобожденный»
Кэти Гэннон
Афганистан «арендованный»
Аркадий Дубнов
США и ООН – смешивать не рекомендуется
Сверкер Острём
Невыносимая легкость реформ
Константин Сонин
Внешняя политика для президента-демократа
Самьюэл Бергер
Строительство политической Европы
Доминик Стросс-Кан
Между Марсом и Венерой
Ласло Лендьел
Строительство государств: пособие для начинающих
Фрэнсис Фукуяма
Интеграция в свободу
Александр Бовин
Всемирный строительный бум
Фёдор Лукьянов
Балтийская «лаборатория» Большой Европы
Игорь Юргенс
Переходный возраст демократии
Мариу Соареш
Иракский кризис и перспективы урегулирования
Принуждение к демократии: есть ли пределы?
Александр Аксенёнок
«Упрямец» Буш и «заговор Голливуда»
Роберт Ричи
Новая карта Пентагона
Томас Барнет
Внешнеполитическая вертикаль
Константин Косачёв
Апология Вестфальской системы
Валерий Зорькин