28.10.2012
Многоголосье гражданского общества
№5 2012 Сентябрь/Октябрь
Армаз Ахвледиани

Доктор политических наук, основатель и директор Тбилисской школы политических исследований.

Крупнейший грузинский философ XX века писал: «Нельзя понять игру в шахматы, просто изучая достоинство фигур; нельзя понять игру в шахматы, даже изучая ходы; вы можете понять игру в шахматы, лишь постигая ту бурю психических сил, что разыгрывается между ходами. То же характерно и для гражданской жизни. Она происходит в паузах, в интервалах, в свободных пространствах жизни общества. Поэт Рильке говорил о Leben in Figuren – о жизни как игре символов».

Грузинское общество не раз преподносило неприятные сюрпризы властям. Начиная с яркого протеста весны 1978 г., когда народ встал на защиту грузинского языка как символа национальной идентичности, и заканчивая трагическим апрелем 1989 г., во многом ускорившим процесс развала Советского Союза. С начала 1990-х гг., после провозглашения независимости, общество не раз демонстрировало политикам свою непоколебимую волю к борьбе за справедливость. Мало кто мог представить, что и после «революции роз» 2003 г. на главный проспект столицы выйдут около ста тысяч протестующих против произвола властей, и произойдет это не раз. Однако самоуверенное правительство Саакашвили не сделало, в отличие от предыдущих, серьезных выводов на будущее, что и привело в мае и сентябре 2012 г. к беспрецедентному маршу сотни тысяч граждан, заполнивших все центральные магистрали Тбилиси.

Именно тогда, когда власти посчитали, что оппозиция и протестующий слой стерты с политической сцены, люди поверили в свои силы и консолидировались вокруг нового лидера – Бидзины Иванишвили, который оказался способен побороть невиданную до того машину насилия. Грузинскому обществу потребовалось осмыслить причины однопартийного авторитарного правления в течение девяти лет и глубоко задуматься о собственных ошибках, приведших страну в плачевное состояние.

Готова ли Грузия, пережив радость и эйфорию победы, начать строительство системы, исключающей появление прежних аномалий? Несмотря на огромное число людей, живущих в нищете, около миллиона безработных и 300 тысяч беженцев, требования протестующих всегда сводились не к материальным вопросам, а к проблемам справедливости, отсутствия демократии и соблюдения прав человека, что, конечно, показывало возрастающий уровень гражданского сознания.

В начале 1990-х гг. Мераб Мамардашвили, Нико и Зураб Чавчавадзе, Акакий Бакрадзе и другие грузинские интеллектуалы предупреждали о трудностях становления гражданского общества и новой государственности. «Нет никакой гарантии непременной доброкачественности гражданского общества. Но мы должны идти на риск. Гражданское общество соответствует и историческим возможностям человека, и самой истории как драмы добра и зла. В этом и состоит достоинство человека: выбор между добром и злом», – говорил Мераб Мамардашвили. К сожалению, и народ, и власть редко шли на такой риск, все больше удаляя перспективу становления гражданского общества.

Главная проблема современной Грузии (впрочем, отнюдь не только ее) в том, что общество недостаточно осознает свою ведущую роль в появлении правового государства. Народ не готов осознать, что именно он является источником любой власти и должен брать полную ответственность за формирование свободного конкурентного государства, где гражданин и гражданское сознание определяют ход общественно-политического развития. Как писал Мамардашвили: «У людей не хватает увлеченности, у них не хватает любви к жизни, у них не хватает воли к самоопределению… – им не хватает тех способностей, каковыми должен обладать всякий гражданин, чтобы соотносить внешние события со своими внутренними убеждениями…».

Одной из основных причин слабости гражданского общества и низкого уровня гражданской культуры является советское наследие, от которого не могут освободиться многие, в том числе и те, кто влияет на формирование общественного мнения. Этот вирус оказался настолько сильным, а организм настолько ослабленным, что многие, сами того не понимая, остаются в плену идеологем прошлого. Что самое неприятное, большинство населения почти не реагировало на это и даже одобряло такую природу власти. Правительство «революции роз» смогло хорошо адаптироваться к требованиям и вызовам времени, однако за фасадом демократических перемен просвечивал стиль, лозунги и действия советского оттенка.

События последних лет выявили изгиб гражданского сознания и поведения: отсутствие или недостаток гражданской ответственности всегда пагубно влияли на общественно-политические процессы, хотя можно с умеренной радостью заметить, что последняя избирательная кампания и поствыборная атмосфера показывают, как изменилось отношение к гражданской и общественной ответственности. То, что многие сочли своим долгом протестовать против произвола и скрытого авторитаризма, привело в результате к небывалому до того явлению: смене власти демократическим путем.

Постепенно меняется и отношение к таким фундаментальным темам, как культура победы и поражения; общество глубже осмыслило опасность эйфории победы и страха поражения. Важно, что, несмотря на справедливые во многом обиды, люди не требуют мести и реванша. Если процесс будет идти и впредь в таком русле, надо ожидать, что в будущем грузинское общество сможет сформироваться как действительно самоорганизующийся и ответственный организм, максимально контролирующий власть и влияющий на ход развития государства.

На летнем семинаре Тбилисской школы политических исследований аудитории показали фотографию пяти последних американских президентов как символ преемственности власти и высокой политической культуры. Тогда молодые грузинские интеллектуалы лишь мечтали о такой перспективе. Кто бы мог представить, что спустя три месяца страна увидит двух лидеров, победившего и проигравшего, пожимающих руки и обсуждающих вопросы мирной передачи власти?

Однако этого явно недостаточно, настоящая демократия и правовое сознание укореняются только тогда, когда преемственность станет традицией. Гражданское общество должно постоянно совершенствоваться, быть самокритичным и реагировать даже на самые малозначительные перегибы новых властей. Оно должно показать, что заказывает музыку, в которой, как в грузинском традиционном многоголосье, может гармонично соединиться все многообразие общественно-культурной жизни.

Содержание номера
От распада до кризиса и обратно
Фёдор Лукьянов
Извлечение уроков
Зачем оружие?
Сергей Караганов
Политическая логика дезинтеграции
Иван Крастев
Гибель старшего брата
Александр Габуев
Государство и его роль
Извилистые пути прогресса
Рейн Мюллерсон
Способна ли демократия противостоять ксенофобии?
Эмиль Паин, Мария Суслова
Ретрансляция ценностей
Константин Косачёв
Многоголосье гражданского общества
Армаз Ахвледиани
БРИКС буква за буквой
Новый глобальный игрок
Джулия Свейг
Шаткое благополучие
Сергей Дубинин
Почему Индия забуксовала
Пратап Бхану Мехта
Срединная империя
Сальваторе Бабонес
Южноафриканский ренессанс
Вячеслав Никонов
В центре внимания – Китай
Несговорчивый Пекин
Аарон Фридберг
Три пути России в Азии
Павел Салин
Железная поступь
Без оружия
Джонатан Каверли, Итан Кэпстин
С оружием
Константин Макиенко