01.09.2023
Мировые порядки: глобальный калейдоскоп в режиме повтора
Чтобы управлять миром, дипломатия должна быть гибкой, а не непреклонной
№5 2023 Сентябрь/Октябрь
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-36-55
Чез Фриман

Посол в отставке, приглашённый научный сотрудник Института международной и публичной политики Уотсона в Университете Брауна.

Для цитирования:
Фриман Ч. Мировые порядки: глобальный калейдоскоп в режиме повтора // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 5. С. 36–55.

Сегодня мир переживает сложный переход к новому порядку как входящих в него регионов, так и функциональных подразделений. И в этом нет ничего необычного. С тех пор как пять столетий назад все части планеты вступили в глобальную коммуникацию, таких эволюций было немало.

Первый глобальный, а не региональный порядок возник в конце XV века. В 1492 г. Колумб пересёк Атлантику. В результате Америка оказалась связана с Европой. Чуть позже, в 1498 г., Васко да Гама обогнул Африку и достиг Индии. В результате этих двух событий все мировые континенты и океаны впервые были объединены в одно геополитическое и геоэкономическое игровое поле. Одновременно начался четырёхсотлетний период, когда Европа, благодаря быстро развивавшимся технологиям, промышленности и военным возможностям, опережала конкурентов, а западный империализм, колониализм и идеи завоевывали мир.

В XVI‒XVII веках европейцы истребили практически всех коренных жителей Америки, стали там доминирующим населением и начали перевозить миллионы порабощённых африканцев через Атлантику. В XVIII‒XIX веках европейцы и их потомки из Северной Америки разрушили цивилизации коренных народов Африки, Азии и южной части Тихого океана и приступили к изменению их политической культуры. Сформировался новый атлантикоцентричный мировой порядок.

Вот карта, на которой светло-серым цветом отмечены 22 страны (имеется в виду современное политико-географическое деление), куда НЕ вторгалась Великобритания – самый успешный европейский хищник-империалист.

Андорра, Белоруссия, Боливия, Бурунди, Ватикан, Гватемала, Кот-д’Ивуар, Киргизия, Лих- тенштейн, Люксембург, Мали, Маршалловы острова, Монако, Монголия, Республика Конго, Парагвай, Сан-Томе и Принсипи, Таджикистан, Узбекистан, ЦАР, Чад, Швеция

Европейские государства стремились к безопасности и процветанию через соперничество в собственном регионе. А чтобы усилить позиции в конкурентной борьбе, им приходилось бороться за контроль над заморскими ресурсами и рынками, создавать военные базы за границей и переселять своих граждан на территории с малочисленным коренным населением, но благоприятным климатом. Результатом стало политическое, технологическое и военное доминирование европейских держав в мире и массовая миграция европейцев в зоны умеренного климата Америки, Австралии и Новой Зеландии.

 

Первая общемировая война (1756–1815)

В конце XVIII – начале XIX века британцы и французы столкнулись в первой по-настоящему глобальной войне. С 1756 по 1815 г. их борьба за мировую гегемонию то накалялась, то затухала, оказав значительное воздействие на страны и регионы в рамках мирового порядка, который она определила. Франция была абсолютной монархией, но соперничество с Великобританией заставило её поддержать британских колонистов Америки – радикальных демократов, несмотря на совершённое ими преступление оскорбления монарха. Без вмешательства французов решающего сражения войны за независимость в Йорктауне могло и не произойти и восстание колонистов провалилось бы.

 

Глобальная Европа (1815–1914)

После окончательного поражения Наполеона в 1815 г. Венский конгресс восстановил порядок в Европе, реинтегрировав Францию в управляющие структуры. Так называемый Европейский концерт установил систему баланса сил, которая не позволяла доминировать на континенте одной державе. Но за пределами Европы Великобритания в XIX веке стала бесспорным мировым гегемоном.

Британский вице-король правил Индией. Весь остальной мир европейцы поделили между собой. Британия, Франция, Германия и Россия разделили Китай на сферы влияния. В Африке правили Бельгия, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Португалия и Испания, только Эфиопия и Либерия сохранили независимость.

В Западной Азии лишь Саудовская Аравия, а в Восточной Азии только Япония оставались полностью независимыми. Япония вскоре стала копировать европейские империалистические державы, выстроив собственную империю – в 1895 г. она захватила китайскую провинцию Тайвань, Корея в 1905 г. была подчинена, а в 1910-м – аннексирована.

 

Отдельное полушарие (1815–?)

После победы над Францией в 1815 г. Британия на протяжении столетия старалась лишить европейских соперников доступа к ресурсам Америки. Только что родившиеся Соединённые Штаты разделяли этот британский интерес, хотя и не считали приличным это признавать. Независимость США, а также Французская революция 1789‒1799 гг. вдохновили Гаити и другие территории испанского влияния в Америке на свержение колониального правления и провозглашение независимости. К 1821 г. Испания контролировала только Кубу и Пуэрто-Рико.

В 1823 г. в соответствии с доктриной Монро Соединённые Штаты заявили о неприятии присутствия любой новой европейской державы в Латинской Америке и Карибском регионе. На практике, учитывая его собственную слабость и сфокусированность на территориальной экспансии в соответствии с доктриной «предопределения судьбы» Вашингтон полагался на Лондон в реализации стратегии запрета доступа в полушарие. При молчаливой поддержке британцев США удалось «изъять» Америку из глобального порядка, не допустив там европейского империализма, колониализма и культурного превосходства, которые триумфально распространялись в других частях мира. Северная и Южная Америка стала сферой влияния Соединённых Штатов.

 

Америка присоединяется к клубу (1898–1934)

К концу XIX века уже сами США присоединились к империалистическому клубу, осуществив смену режима на Гавайях и аннексировав их. Затем у Испании были отвоёваны Куба, Гуам, Филиппины и Пуэрто-Рико. Британцы признали, что в Северной и Южной Америке влияние американцев затмевает их собственное. Вместо англо-американского конфликта интересов и конфронтации, которые могли привести к войне и стоили бы Великобритании канадского доминиона, Лондон предпочёл умиротворить и задобрить Вашингтон. Поэтому британцы признали суверенитет Соединённых Штатов, а не Канады над полуостровом Аляска и не возражали против строительства Панамского канала и против того, чтобы им управляли американцы.

В 1900 г., в период расцвета империализма, когда Япония и США стали первыми неевропейскими государствами, его практикующими, в общей сложности восемь колониальных держав (Австро-Венгрия, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Россия и Соединённые Штаты) объединили усилия, чтобы подавить «восстание боксёров» в Китае и разграбить Пекин.

В 1903 г. США вытеснили Панаму из Колумбии и началось столетие силового вмешательства и смены режимов в Латинской Америке и Карибском регионе. В условиях американской гегемонии Западное полушарие было дистанцировано от мирового порядка в целом.

 

Америка как балансирующая сила, создатель правил и уклонист (1919–1929)

К 1917 г. Британия настолько улучшила отношения с США, что смогла заручиться их поддержкой для пересмотра баланса сил в Европе, который стал следствием объединения и подъёма Германии. Учитывая глобальное доминирование Европы, вступление Соединённых Штатов в Первую мировую войну имело общемировой эффект. Беспрецедентное вовлечение Америки в европейские дела, её статус как крупнейшей мировой экономики и страны-кредитора знаменовали очередной этап трансформации глобального порядка. Но это стало заметно не сразу.

Мирная конференция 1919 г. после победы над Германией в Первой мировой войне символизировала международное признание США ведущей атлантической и глобальной державой. На конференции президент Вудро Вильсон представил американский взгляд на миропорядок, основанный на самоопределении (исключительно для белых наций Европы) и замене международной силовой политики верховенством закона в рамках нового института – Лиги Наций. Поддержка самоопределения отражала присущее американцам глубокое уважение к Декларации независимости США, а также собственные симпатии Вильсона к праву на отделение, которые были взращены в его родной Вирджинии и определены детскими годами в Джорджии – оба штата были непоколебимыми членами Конфедерации. На конференции прозвучали идеалистические представления Вильсона о новом мировом порядке, базирующемся на согласованных нормах и институтах регулирования, но этим всё и ограничилось. Для Европы и Западной Азии этнолингвистическая интерпретация вильсоновских идей стала оправданием разрушения и раздела Австро-Венгерской и Османской империй.

Верховенство закона давно являлось основной идеологией Америки. Предложение создать Лигу Наций можно считать проекцией этой идеологии во внешней политике. Последующий отказ Соединённых Штатов присоединиться к Лиге лишил этот орган жизнеспособности, но идея миропорядка, основанного на правилах, нашла отражение в таких идеалистических начинаниях, как пакт Бриана‒Келлога 1928 г., который запрещал использовать войны для урегулирования международных споров.

Первая мировая война искалечила Германию, разорила Британию и Францию, стала катализатором распада Российской империи и рождения Советского Союза. Победители, в том числе США, лишили Германию и Советскую Россию какой-либо роли в новой европейской системе управления и балансе сил.

Эта ошибка способствовала нестабильности и заложила фундамент для возобновления ожесточённой борьбы за гегемонию в Европе два десятилетия спустя.

В то же время война 1914‒1918 гг. обеспечила Соединённым Штатам глобальное экономическое, финансовое и культурное превосходство. Доллар стал основным международным платёжным средством, а американская культура и потребительские товары получили мировое признание. Но по мере самоизоляции США, ослабления великих держав Европы, стремления к независимости их заморских колоний, мир вступал в состояние всё большего хаоса – назревал переход к чему-то неизвестному.

 

Великая депрессия и подъём фашизма (1929–1939)

В 1929 г. американская экономика столкнулась с массовыми спекуляциями на нерегулируемых рынках капитала, ошибками ФРС и протекционистскими мерами, которые спровоцировали серию торговых войн. В результате цепной реакции проблемы возникли во всём мире, ускорился переход от демократии к милитаризму в Германии и Японии. В этих странах, как и в Италии, вызревал фашизм – диктаторский режим, основанный на социал-дарвинистских теориях расового превосходства, стремлении к территориальной экспансии и корпоративистской экономике, управляемой государством.

В 1931 г. Япония вторглась в Китай и аннексировала его северо-восточные провинции. Четыре года спустя Италия заняла Эфиопию. В 1938-м Германия захватила часть Чехословакии. В 1939-м Италия аннексировала Албанию, Германия и СССР разделили Польшу. В 1940-м Германия вторглась во Францию. В 1941 г. немцы напали на Советский Союз.

 

Вторая мировая война и созданный ею мир (1939–1945)

Несмотря на отчаянные просьбы подвергающейся бомбардировкам Великобритании и разорённого Китая, Соединённые Штаты на протяжении двух лет воздерживались от участия в войне в Европе и Азии. Но в декабре 1941 г. Япония расценила санкции, введённые США, как экзистенциальную угрозу и нанесла удары по Пёрл-Харбору, Филиппинам, Индокитаю, Малайе, Сингапуру, Индонезии и Гонконгу. При поддержке тайских союзников Япония захватила Бирму. Спустя четыре дня Германия, Италия и их сателлиты объявили войну Соединённым Штатам, Вашингтон ответил тем же. Конфликт стал глобальным.

К моменту окончания в 1945 г. Вторая мировая разрушила прежний мировой порядок и унесла жизни 70‒80 млн человек, или около 3 процентов тогдашнего населения планеты. Почти треть погибших – граждане СССР, ещё треть – китайцы. Американцы потеряли 420 тыс. человек, британцы – 450 тыс., французы – 600 тысяч. Потери Германии составили более семи миллионов граждан, Японии – три миллиона. К концу войны только экономика США, выросшая до 60 процентов мирового ВВП, имела показатели лучше, чем до вступления в конфликт.

Американский президент Франклин Делано Рузвельт осознавал необходимость формирования нового миропорядка и полагал, что он должен базироваться на сферах влияния. Согласно его концепции, которую британский премьер Уинстон Черчилль признавал близкой ему по духу, хотя и очаровательно наивной, Британия будет управлять своей глобальной империей, Китай – Восточной Азией, Советский Союз – Восточной Европой и внутренней Азией, а США – Западным полушарием. Хотя это предложение умерло вместе с Рузвельтом в 1945 г., сама концепция воплотилась в жизнь – с добавлением Франции – в Совете Безопасности ООН, постоянные члены которого обладают правом вето.

 

План миропорядка (1944–1945)

Во время Второй мировой впервые в истории состоялись многосторонние переговоры, где обсуждалось новое устройство мира. В 1944 г. посланцы 44 независимых государств собрались в Бреттон-Вудсе, курортном городке на севере Нью-Гэмпшира, чтобы согласовать основанную на золоте и долларе систему, призванную определять послевоенные торговые и финансовые отношения. Через год, когда война подходила к концу, представители полусотни стран встретились в Сан-Франциско, чтобы разработать Устав ООН. В Сан-Франциско через два месяца после капитуляции Японии в октябре 1945 г. сформулированы основополагающие принципы международного права и заложен фундамент для создания ООН. Учитывая послевоенный подъём США и опасаясь, что Вашингтон может вернуться к изоляции, штаб-квартиру улучшенной версии Лиги Наций решили разместить в Нью-Йорке.

Видение ООН как системы глобального управления, нацеленной на сотрудничество и основанной на общих правилах, практически сразу пало жертвой антагонизма великих держав, но спонсируемое Соединёнными Штатами формирование новых норм шло полным ходом.

В 1948 г. приняты Международная конвенция по правам человека и Конвенция о предупреждении геноцида. В 1949 г. обновлены две Женевские конвенции о правилах ведения войны. Затем последовали международные договоры, запрещающие расизм, дискриминацию женщин, пытки. К 1980-м гг. темпы замедлились, что отражало снисходительное отношение США к ООН и международному праву. Вашингтон приложил максимум усилий для заключения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., но затем отказался её ратифицировать. Такая же судьба постигла ещё 20 многосторонних соглашений, принятых мировым сообществом в 1981 году. За сорок лет США лишь эпизодически участвовали в создании правового базиса миропорядка, над строительством которого так активно работали после Первой и во время Второй мировой войны.

 

Миропорядок холодной войны (1947–1989)

К 1947 г. два блока, возглавляемые СССР и США, вступили в конфронтацию по геополитическим и идеологическим вопросам. Оба источника разногласий проявились в 1947 г. в поддержке, согласно доктрине Трумэна, Греции и Турции, на которые пытался давить Советский Союз, в Берлинском кризисе 1948‒1949 гг. и кровопролитной Корейской войне 1950‒1953 годов. Эти события запустили процесс формирования квазифеодального биполярного миропорядка, который просуществовал до 1989 г., когда начался распад советской империи в Восточной Европе и Москва перестала бороться за гегемонию в Евразии и в мире.

На протяжении четырёх десятилетий холодной войны отношения (или их отсутствие) с одной из супердержав определяли геополитическую позицию любой страны, свободу манёвра, доступ к общественным благам и степень защищённости от инспирированных извне попыток смены режима. При этом соперничающие супердержавы привыкли считать, что примкнувшие к ним государства автоматически поддерживают их позицию по всем международным вопросам.

Вашингтон и Москва старались не допустить перехода государств из своей сферы влияния в другой лагерь, но обе стороны осознавали опасность взаимного уничтожения в случае обмена ядерными ударами, поэтому не хотели рисковать и избегали прямого конфликта. Обе супердержавы считали новые независимые государства, которые оставались неприсоединившимися к первому или второму блоку, малодушными и воспринимали их как добычу. Обе стороны стремились поддерживать стабильность и расширять сферы влияния через опосредованные войны, смены режимов, манипуляции на выборах, экономические стимулы или санкции.

Во время холодной войны идеология оказалась более значимой, чем в предыдущих миропорядках.

Возглавляемый Соединёнными Штатами блок – так называемый «свободный мир» – был политически многообразным. Он состоял из демократий, диктатур, монархий и имперских форпостов, которые объединяло лишь желание не быть порабощёнными коммунистами-безбожниками и получить дополнительные материальные блага от альянса с американцами. Участники блока практиковали разные варианты капитализма, социальной демократии и различные религии.

Советский блок, напротив, был в основном однороден. Политика там строилась на основе марксизма-ленинизма, жёсткой элитарной диктатуры, атеизма и государственнической политико-экономической системы, моделируемой Москвой.

Дипломатия в годы холодной войны больше всего напоминала позиционную войну. Её целью было не сократить сферу влияния противника, а скорее не дать ему повода для удара. Несмотря на усилия каждой из сторон подорвать позиции оппонента, оба блока оставались достаточно стабильными на протяжении всех сорока лет конфронтации. Супердержавы держали воинские контингенты на территории членов своего блока, которых называли союзниками, – подразумевались подчинённые государства, которые патроны обязались защищать от атак или идеологического воздействия противника. Союзников ограничивали в действиях, способных перерасти в двусторонний вооружённый конфликт. С окончанием холодной войны Советский Союз утратил сдерживающее воздействие на такие страны, как Ирак, который почувствовал свободу манёвра и начал экспансионистскую войну, на что никогда не решился бы при советском влиянии.

Главным шоком скучной стабильности холодной войны стало вовлечение Соединёнными Штатами Китая в сдерживание СССР в 1971‒1979 годах. Переход Китая на сторону «свободного мира» изменил баланс, но не фундаментальную природу миропорядка того времени. Она определялась антагонистическим взаимодействием США и их блока с Советским Союзом и его сателлитами. Помимо сближения Пекина с Вашингтоном и произошедшего ранее сдвига Югославии к нейтралитету, других уходов из блоков было немного. И только один – переход Кубы под защиту СССР – вызвал смертельно опасное ядерное противостояние двух супердержав. Благодаря искусству дипломатии катастрофу удалось предотвратить.

 

Конец колониализма (1947–1997)

Непосредственным следствием Второй мировой войны стал провал попыток европейских империй восстановить контроль над заморскими доминионами. На протяжении столетий доминирования Европы этим владениям навязывались элементы культуры христианского Запада, включая языки и ценности, в том числе нормы представительного правления, основанные на всенародных выборах, с которыми тирания, присущая имперскому правлению, находилась в очевидном противоречии.

По иронии судьбы, идеологии и политическая культура евроамериканских колониальных держав в итоге вдохновили Глобальный Юг на борьбу за независимость.

Среди экспортируемых западных идеологий был и марксизм, который зародился как основанная на философии и социологии критика неспособности западной цивилизации обеспечить индивидуальную и коллективную самореализацию, равенство и братство, чего требовали религия и идеалистические представления. В Китае и других странах марксизм стал средством вестернизации и одновременно принижения Запада. Вместе с ленинизмом – набором политических принципов организации элитарной однопартийной диктатуры для перестройки социоэкономической системы и управления ею – марксизм оказался мощным инструментом революционных и политико-экономических трансформаций.

Упадок европейского империализма создал новые поля сражений между двумя супердержавами, обе они, по всеобщему признанию, были антиколониальными. С 1941 по 1945 г. Япония насильственно сменила европейское правление в Восточной и Юго-Восточной Азии своим собственным. Её поражение создало вакуум власти, который заполнили Соединённые Штаты. В Бирме и Индии постулат Японии об Азии для азиатов перекликался с идеями националистов, которые добились независимости от Лондона в 1947 году. С 1945 по 1949 г. Филиппины и Голландская Ост-Индия, контролировавшиеся США, а также британские Индия, Пакистан, Бирма и Цейлон получили независимость, несмотря на противодействие, в том числе силовое, колониальных властей. Жертвы, понесённые этими странами в борьбе за самоопределение, исчисляются миллионами.

В 1949 г. Франция потребовала возвращения своих колоний в Индокитае как условие вступления в НАТО. Но к 1954 г. коммунисты вынудили французов признать независимость Северного Вьетнама, а также Камбоджи и Лаоса. Позже, во время второй индокитайской войны 1954‒1975 гг., Северный Вьетнам нанёс поражение Южному и его американским патронам. В борьбе за национальное самоопределение погибли более миллиона вьетнамцев – гражданских и военных. После победы Севера над Югом свыше двух миллионов вьетнамцев попросили убежища за границей, ещё около миллиона погибли в море. В начале 1960-х гг. Франция предоставила политическую независимость африканским колониям, но продолжала контролировать их экономически.

В 1957 г. Великобритания, используя прецедент Индии и Бирмы, запустила процесс предоставления полной независимости самым настойчивым колониям, начав с Малайи и Ганы. Британскому колониализму был нанесён смертельный удар в Кении во время восстания Мау-Мау 1952‒1963 годов. В 1980 г., после десяти лет кровопролитной войны, Зимбабве освободилась от правления белых в Южной Родезии. К 1990 г. обрела независимость последняя колония в Африке – Намибия. В 1997-м последняя британская колония, Гонконг, была возвращена Китаю. Пять столетий империализма закончились. Колониализм с использованием поселений сегодня практикует только Израиль, и лишь вето США в Совете Безопасности ООН защищает его от международных санкций.

 

Последствия холодной войны (1989–2007)

Американский дипломат Джордж Кеннан предложил в 1946 г. стратегию сдерживания Советского Союза. Он утверждал, что в случае изоляции СССР распадётся сам из-за присущих ему дефектов. Потребовалось более сорока лет, чтобы подтвердить правоту Кеннана. В течение нескольких лет после распада СССР в 1991 г. и провозглашения независимости прибалтийских, восточноевропейских и центральноазиатских республик казалось, как говорил Фрэнсис Фукуяма, что история закончилась триумфом либеральной демократии. Но это не так. Заезжие специалисты провели кардинальную реструктуризацию советской экономики, которая довела до нищеты население, но обогатила новый класс плутократов и олигархов.

Усилия России по интеграции с Западом встретили двойственную, недружелюбную и скорее негативную реакцию.

Сразу после холодной войны никто не оспаривал глобальное превосходство США. По сути, весь мир, за исключением Китая, Ирана, Северной Кореи и России, стал сферой влияния Вашингтона, где американцы могли вести себя как пожелают, не обращая внимания на Устав ООН, международное право и другие нормы международного взаимодействия, которые ранее помогали разрабатывать. В то же время либерализация и глобализация торговли и инвестиций дала дополнительные средства мировой экономике, включая Китай и Глобальный Юг.

Однако триумфализм и недостаток внимания дипломатов к бесконечным войнам и контртеррористическим операциям, истощающим ресурсы, лишили Соединённые Штаты возможности выстроить с недавно возродившейся Российской Федерацией отношения, нацеленные на сотрудничество. Возобладало традиционное для Запада представление о России как о латентном противнике. Под давлением склонных к русофобии соседей Москвы и их американских диаспор, военно-промышленного комплекса, дезориентированного из-за синдрома потери врага, стойких ветеранов холодной войны, а также в силу привычки страх перед Россией остался вдохновляющей идеей НАТО.

 

Реакция России (1994–2008)

Ещё в 1994 г. Москва предупреждала США, что расширение НАТО до российских границ будет воспринято как свидетельство враждебности и потребует военного ответа. Но к 2004 г. всех бывших членов Варшавского договора приняли в альянс. В годы холодной войны Североатлантический блок был исключительно оборонительным, призванным сдерживать Россию в Европе. Но в 1995 г. НАТО перешла к наступательным действиям. Альянс вторгся в Боснию и Герцеговину. В 1999 г. из-за конфликта с Косово в течение 78 дней бомбардировкам подвергалась Сербия – государство, тесно связанное с Россией. В 2001 г. НАТО вместе с Соединёнными Штатами начали двадцатилетнюю войну в далёком Афганистане. В 2011 г. альянс поддержал операцию по смене режима в Ливии, в результате чего страну охватила анархия.

НАТО приближалась к границам России, и Москва стала воспринимать альянс как активную военную угрозу.

В 2007 г. президент России Владимир Путин выступил с серьёзным предупреждением по поводу дальнейшего расширения НАТО. Однако в 2008 г. под давлением Вашингтона альянс предложил членство Грузии и Украине. Осмелевшая Грузия бросила вызов влиянию Москвы в двух регионах у границы с Россией. Результатом стала первая в XXI веке война в Европе, завершившаяся выходом Южной Осетии и Абхазии из состава Грузии – при помощи России. Москва получила там сюзеренитет.

 

Опосредованная война в Донбассе (2014–?)

В 2014 г. в результате поддержанного США переворота было свергнуто избранное, но коррумпированное пророссийское правительство Украины. После переворота американцы вновь стали подталкивать НАТО к приёму в блок Украины. Членство Украины в альянсе, помимо прочих последствий, грозило России потерей существующей с давних времён военно-морской базы на Чёрном море в Крыму. В результате бескровного применения военных средств Россия вернула себе Крым, административный контроль над которым был в 1954 г. передан от РСФСР Украине.

В это время новый ультранационалистический режим в Киеве решил сделать украинский язык единственным официальным и языком межличностного общения в общественных институтах по всей стране, положив конец официальному использованию русского и языков других меньшинств как на национальном, так и на региональном уровне. Вскоре Россия провела референдум в Крыму, на котором большинство жителей (для трёх четвертей из них родным языком является русский) поддержало воссоединение с Российской Федерацией. Когда регионы Донбасса – Донецкая и Луганская области, где на русском говорят более 70 процентов населения, – провозгласили автономию от Украины, Россия поддержала это решение.

Киев начал наступательную операцию по возвращению Донбасса. Россия оказывала военную помощь сепаратистам. В результате дипломатических усилий по восстановлению языкового и других элементов автономии в рамках процесса федерализации Украины выработаны два так и не реализованных соглашения в Минске. Война в Донбассе продолжалась, несмотря на периодические перемирия. Украина выстроила линию фортификаций, откуда ежедневно обстреливала Донбасс, которому Россия помогала создавать армию. Соединённые Штаты, Великобритания и другие члены НАТО начали переобучение, реорганизацию и переоснащение украинских вооружённых сил. Россия в ответ увеличила поддержку Донбасса.

 

Война против расширения НАТО, размежевание КНР и США и сближение Китая с Россией

В конце 2021 г. Россия потребовала провести переговоры относительно исключения возможности членства Украины в НАТО. Соединённые Штаты и Североатлантический альянс отказались это обсуждать. Россия начала стягивать войска к границе с Украиной. США и НАТО вновь отвергли требование Москвы о переговорах по вопросу расширения альянса. В начале 2022-го Россия признала независимость Донецка и Луганска, разместила там войска и вторглась на территорию Украины.

В ответ Соединённые Штаты вместе с Евросоюзом, Великобританией, Австралией и несколькими другими партнёрами объявили полномасштабную экономическую войну России: отрезали её от глобальной системы торговли, основанной на долларе, попытались запретить экспорт российских энергоресурсов и заморозили валютные резервы России. Украине предоставили вооружения и тактическую разведывательную поддержку. Сегодня Украина и Россия ведут войну на истощение, линия фронта растянулась на тысячу километров. Информационную войну, которая стала одним из ответов Запада на вторжение России на Украину, можно назвать самой ожесточённой и всеобъемлющей в мировой истории. Работают только те источники информации, которые свидетельствуют в пользу Украины, поэтому невозможно понять, что там на самом деле происходит.

Сможет ли политика Запада по поддержке опосредованной войны на Украине спасти страну и восстановить мир в Европе – очень сомнительно.

Но экономическая война против России и её последствия, периодические конвульсии в отношениях США и Китая, общемировой переход к протекционизму, базирующемуся на интересах национальной безопасности, а не экономических потребностях, стали катализатором возникновения другой системы международного взаимодействия.

 

Беспорядочное рождение иного миропорядка, пока не имеющего названия (2022–?)

Оперативные цели США на Украине – сохранить свободу Киева в сотрудничестве с Соединёнными Штатами и Евросоюзом и принять Украину в НАТО – пусть и не сейчас. Долгосрочная стратегическая цель Вашингтона – «изолировать и ослабить Россию».

Политика в отношении Китая имеет аналогичные цели: удержать Тайвань в сфере влияния, а также изолировать и ослабить Китай, чтобы сохранить региональное и глобальное экономическое, технологическое и военно-политическое превосходство. Неудивительно, что Пекин и Москва сошлись в противодействии курсу Вашингтона, направленному на то, чтобы их подчинить и остановить рост их благосостояния и влияния.

Американскую политику конфронтации с Россией и Китаем без энтузиазма поддержало большинство членов НАТО и Япония. Однако развивающиеся державы, такие как Бразилия, Индия, Индонезия, Иран, Мексика, Нигерия, Пакистан, Саудовская Аравия, ЮАР и Турция, выступают против попыток продлить период однополярного доминирования США. За исключением Австралии, Великобритании, Японии и Южной Кореи, другие крупные государства предпочли бы многополярный миропорядок тому, где доминируют Соединённые Штаты или кто-то иной.

Пока протекционизм в торговой и технологической сферах, направленный администрацией Трампа против Китая в 2018 г., а также нынешняя экономическая и финансовая война против России дают удручающие результаты. Китай ускорил научно-технологическую и военную модернизацию. Российская экономика тоже далека от краха – у неё второе в мире по величине положительное сальдо платёжного баланса после Китая. А европейцы тем временем столкнулись с рецессией, нехваткой энергоресурсов и другими проблемами. Китай и Россия находят новые рынки для своих товаров и услуг. Признаков завершения конфликта на Украине не видно, а вероятность войны в Тайваньском проливе резко возросла.

 

Порядок будущего

Миропорядок, который зарождается, имеет следующие черты:

  • Нехватка сырьевых товаров и продовольствия из-за санкций, нарушение логистических цепочек, перевооружение провоцируют инфляцию.
  • Финансовое бремя увеличивается из-за высоких процентных ставок, приходится сокращать расходы и делать выбор между пушками и маслом, чего в Америке долгое время избегали.
  • Блок, сформированный США, ЕС, Австралией, Великобританией и Японией для противодействия России и Китаю, обособлен от остального мира, включая самые быстрорастущие экономики и рынки. Страны, не входящие в американский блок, отказываются делать выбор между Вашингтоном и его предполагаемыми противниками, остаются открыты для ведения бизнеса с обеими сторонами и отвергают ограничения Запада по конечным потребителям и опосредованному трансферу экспортной продукции.
  • Способность организовать общемировой ответ на такие проблемы, как изменение климата или пандемии, подорвана. Каждый регион действует самостоятельно; по воздействию сумма частей естественно меньше общих усилий.
  • Основная сила Соединённых Штатов – военные возможности – нерелевантна на фоне вызовов зарождающегося миропорядка, требующих экономического ответа.
  • Россия отказывается от интеграции с Европой, к которой стремилась на протяжении трёхсот лет, и фокусируется на Азии, укрепляя взаимодействие с Китаем и Индией.
  • То же самое делает Турция, определяя себя теперь как западноазиатское и исламское государство и всё больше уклоняясь от выполнения обязательств в НАТО.
  • Небольшие государства сопротивляются тому, чтобы быть аффилированными с Западом или его противниками.
  • Инициатива Пекина «Один пояс – один путь» постепенно расширяет влияние Китая в Евразии, Юго-Восточной Азии и Восточной Африке. Благодаря этому проекту политическое влияние Пекина в этих регионах постепенно вытесняет американское.
  • НАТО и другие многосторонние союзы утрачивают единство, их члены постепенно уменьшают объём обязательств или вообще выходят из альянсов.
  • Германия, Япония и другие государства, находившиеся в зависимости от США после Второй мировой войны, перевооружаются и проводят собственную внешнюю политику.
  • Латинская Америка развивает отношения с Китаем, Индией, Ираном, Россией, Турцией и другими странами, что постепенно ослабляет американскую гегемонию в Западном полушарии.
  • Африка – основной источник трудовых ресурсов в мировом производстве, экономики континента всё больше укрепляют связи с Бразилией, Китаем, Индией, Россией и Турцией, а не с ЕС и США.
  • В регионах действуют разные технологические стандарты, новые технологии порой доступны только там, где были разработаны.
  • Интернет трансформировался в региональные и национальные зоны, отделённые друг от друга файрволами.
  • Недорогие российские энергоносители, металлы, минералы и другие природные ресурсы питают экономики так называемого Глобального Юга и уже недоступны по выгодным ценам для США и членов антироссийской коалиции.
  • Американские санкции дают Китаю и России мощный стимул, чтобы организовывать консорциумы с Ираном и другими странами для преодоления зависимости от Америки в сфере гражданского и военного производства, а также производства продукции двойного назначения, включая, например, пассажирские самолёты.
  • Способность Соединённых Штатов финансировать проецирование своего глобального влияния с помощью долгосрочных казначейских облигаций вызывает всё больше сомнений, учитывая репутационный ущерб от конфискации долларовых резервов Ирана, Венесуэлы, России и Афганистана.
  • Растущие риски односторонних санкций США вынуждают страны вести расчёты по экспорту и импорту в национальных валютах, использовать свопы для курсов валют с основными торговыми партнёрами, переходить на твёрдые валюты, помимо доллара, вводить трансграничные цифровые валютные терминалы и создавать дополнительные расчётные центры для ведения международной торговли. «Непомерные привилегии», обеспечивавшие глобальное доминирование США, постепенно утрачиваются.
  • Китай, Индия, Россия, арабские производители нефти и другие растущие экономические и финансовые державы реагируют на стимулы к созданию отдельного финансового миропорядка, который станет альтернативой долларовой системе SWIFT и подорвёт эффективность американских санкций как инструмента внешней политики.
  • Деглобализация порождает множество региональных торговых и инвестиционных режимов и разделяет глобальные рынки, из которых исключаются крупные игроки – Китай, ЕС, Индия, Россия и США.
  • Споры по поводу международных транзакций решаются на двусторонней основе или в рамках региональных процессов, государства всё реже прибегают к глобальным механизмам урегулирования споров, включая ВТО.
  • Мир продолжает опираться на специализированные органы ООН для решения технических проблем, но Совет Безопасности и другие международные организации, парализованные соперничеством и разногласиями великих держав, утратили дипломатический потенциал.
  • Практически нет новых глобальных, а не региональных договоров и соглашений, устанавливающих правила. После окончания холодной войны общемировые режимы регулирования атрофировались.
  • Военное превосходство США подорвано, региональные силы наращивают возможности, у Китая, Индии, Японии, Кореи и России появляются новые системы вооружения.
  • Учитывая риски эскалации опосредованной войны на Украине между США, НАТО и Россией, растущую вероятность войны между Китаем и США за Тайвань, политику КНДР, которая считает ядерное сдерживание необходимым для выживания государства, ядерное противостояние Индии и Пакистана и возможности передачи оружия из ядерного арсенала Израиля другим странам региона, опасность ядерной войны сегодня гораздо выше, чем в годы холодной войны.

 

*  *  *

В мире нарастает недовольство системой Pax Americana конца XX века, которая сейчас находится в упадке, и желание увидеть её замену многополярным миропорядком или порядками, в которых разные страны будут играть ведущие роли в разных сферах международной жизни. Нынешние тенденции позволяют предположить, что калейдоскоп событий вновь перетасует мировых акторов и их отношения в новые схемы, в которых экономическое, финансовое, политическое, культурное и военное преимущество распределятся по региональному или функциональному принципу и перестанут быть централизованными. Но пока никто не задумывается, к чему приведёт новая международная система, которая предполагает более сложное взаимодействие между государствами и народами, чем прежде. Тут можно вспомнить старую поговорку: «Будьте осторожны в своих желаниях, ведь они могут сбыться».

Чтобы успешно справиться с вызовами, которые представляет мир со множеством соперничающих центров силы, государственное управление должно иметь долгосрочную перспективу, фокусируясь на неизменных интересах, а не на сиюминутных страстях. Чтобы управлять миром, где быстрые, внезапные изменения стали нормой, дипломатия должна быть гибкой, а не непреклонной. И, наконец, для успешной конкуренции нужно не только добиться единства внутри страны, но и использовать все имеющиеся инструменты – политические, экономические, финансовые, технологические и военные – чтобы формировать взгляды и действия конкурентов для своей выгоды.

Автор: Чез Фриман – посол в отставке, приглашённый научный сотрудник Института международной и публичной политики Уотсона в Университете Брауна.

Данный текст представляет собой адаптированную лекцию, прочитанную для курса дипломатии и политического процесса и любезно предоставленную автором для публикации.

Точка зрения авторов необязательно совпадает с позицией редакции.

Ядерное сдерживание, стратегическая стабильность, противоракетная оборона
Александр Савельев
Некоторые неядерные государства считают, что только ядерный арсенал даёт подлинную безопасность. В реальности выбор таков: решать ли проблему безопасности политическими средствами, либо пойти по пути КНДР.
Подробнее
Содержание номера
Шире круг!
Фёдор Лукьянов
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-5-8
Угол падения
О кризисной нестабильности и психологии ядерного сдерживания
Роберт Джервис
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-10-19
Ядерное сдерживание, стратегическая стабильность, противоракетная оборона
Александр Савельев
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-20-34
Квадратура
Мировые порядки: глобальный калейдоскоп в режиме повтора
Чез Фриман
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-36-55
Не «против», а «за»
Дмитрий Тренин
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-56-68
И вширь, и вглубь
Кирилл Бабаев, Сергей Лавров
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-69-81
От частного к общему
Александра Перминова
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-82-94
Пустое множество
Не по Шмитту: политическая теология современных войн
Святослав Каспэ
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-96-107
Концепция глобального консерватизма
Дмитрий Моисеев, Максим Сигачёв, Алексей Харин, Сергей Артеев
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-108-123
«Распалась связь времён»: ЕС и Россия в поисках себя во времени
Лариса Дериглазова
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-124-143
О месте во времени
Андрей Тесля
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-144-154
Сферический треугольник
Незаменимая Россия: крепости и мосты «Русской идеи»
Андрей Цыганков
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-156-165
Германия конструирует стратегическую культуру
Василий Белозёров
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-166-177
Новое вино в старые мехи
Дмитрий Евстафьев, Николай Межевич
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-178-190
Циклический многогранник
«Октябрьская» война 1973 года и Советский Союз
Виталий Наумкин, Василий Кузнецов
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-192-207
Северная Африка и украинский кризис
Акрам Хариф
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-208-212
Турецкий век на фоне многополярности?
Хасан Унал
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-213-218
Кабул и Исламабад: мифы и реальность
Омар Нессар, Петр Топычканов
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-5-219-233